Национальный проект «Новые материалы и химия», стартовавший в 2025 году, задаёт новый вектор развития российской химической промышленности на ближайшее пятилетие. До 2030 года в рамках нацпроекта планируется запустить свыше 130 новых производств, увеличить выпуск мелко- и среднетоннажной продукции и сформировать инновационные экосистемы на базе федеральных центров компетенций.
Сегодня российский рынок промышленной химии, в том числе и для ЦБП, продолжает переживать непростой этап. Кардинальная перестройка логистических цепочек и уход ключевых международных игроков создали «окно возможностей» для отечественных производителей. Однако за успехами в импортозамещении скрывается череда системных проблем: от перенасыщения рынка в одних сегментах до острой нехватки в других.
В условиях, когда потребитель зачастую ориентируется на цену продукции, а не на ее качество, вопрос целесообразности разработки компаниями-производителями новых продуктов и создания собственных сервисных служб становится актуальным. О том, как устоять и развиваться в новой реальности, какие ниши остаются незаполненными и какой поддержки ждет промышленный бизнес от государства, в эксклюзивном интервью UpackUnion рассказывает учредитель химической компании «Глобал Кемикал» Тимур Близнецов.
UpackUnion: Как изменился ландшафт рынка химической продукции для ЦБП, и в каком направлении он будет развиваться? Что необходимо российской ЦБП для успешного развития в следующие три-пять лет с точки зрения химического обеспечения?
— Текущее состояние рынка химии для ЦБП характеризуется значительным ростом и трансформацией. Это закономерно, поскольку производство любой целлюлозно-бумажной продукции невозможно без применения химических компонентов. Рост обусловлен усилением конкуренции внутри самой ЦБП, что стимулирует спрос на нестандартные решения и новые виды бумаги с улучшенными свойствами, достижимыми только за счет специализированной химии.
Структура рынка претерпела кардинальные изменения после 2022 года. До этого доминировали международные компании, такие как Solenis, Kemira, TSC и Nalco, которые предлагали отработанные линейки продуктов и полноценный технологический сервис. Их уход или сокращение инвестиций вызвали необходимость срочной перестройки цепочек поставок. Предприятия ЦБП активно искали альтернативы по всему миру, чтобы избежать остановки производства. Тогда на смену пришли новые игроки. Российские компании начали активно развивать собственные производства и продуктовые линейки. Параллельно наблюдается приток китайской продукции на рынок, причём бывает, что она выводится под видом товаров местного производства.
Несмотря на активное замещение, рынок еще далек от насыщения. Даже с учетом усилий нашей компании и других отечественных производителей, многие технологические ниши остаются незаполненными. Растущие требования к качеству и появление новых видов продукции формируют устойчивый спрос. Таким образом, рынок остается емким и перспективным для дальнейшей разработки и внедрения новых химических решений.
UpackUnion: Если считать 2022 год «окном возможностей», насколько российским производителям химической продукции удалось им воспользоваться? На какие конкретные продукты, по Вашей оценке, можно указать, как на успешные примеры импортозамещения — не только по объему, но и с сохранением, а в идеале и с повышением качества?
— Рынок химии для ЦБП можно разделить на несколько крупных сегментов. Если говорить о базовых продуктах, таких как многотоннажные клеи и АКД для проклейки бумаги, то здесь полная локализация уже достигнута. Мы начали эту работу задолго до 2022 года и тогда же успешно конкурировали с Solenis, Kemira. Сегодня российские мощности полностью покрывают потребности рынка, а оставшиеся доли игроков вроде Solenis несопоставимы с прежними объемами импорта. При этом мы наблюдаем активный рост небольших компаний, которые также успешно запустили производство.
Что касается более современных продуктов, например, ASA-агент для проклейки (жидкий реагент для проклейки на основе алкенил янтарного ангидрида), «Глобал Кемикал» находится на финальной стадии разработки и уже готовит опытно-промышленные партии. Это продукт с высокой добавленной стоимостью, который сегодня поставляется через китайские компании, и наша цель — предложить качественную отечественную альтернативу.
В других сегментах также есть значительные успехи: канифольная проклейка и влагопрочные смолы уже полностью локализованы в России. Рынок пеногасителей в основном представлен отечественными производителями, а по химии для янки-цилиндров нами уже разработана и внедряется линейка, и другие игроки тоже активны в этом направлении.
Перспективной областью остаются химикаты для варки и отбелки целлюлозы. Здесь многие продукты уже созданы, но часть еще тестируется; компания «Глобал Кемикал» планирует выйти на рынок с этими продуктами со следующего года, а пока этот сегмент в значительной степени зависит от поставок из Китая.
Таким образом, порядка 70-80% продукции уже замещено. Оставшиеся 20-30% — это наша ближайшая задача, ведь полная технологическая безопасность отрасли достижима только тогда, когда весь перечень критической химии будет производиться внутри страны.
UpackUnion: Как Вы оцениваете текущие объёмы производства и потребления по основным позициям, таким как АКД, пеногасители и реагенты для отбелки? Насколько российское производство закрывает спрос?
— В текущей ситуации цифры носят плавающий характер. Российский рынок целлюлозно-бумажной промышленности переживает период изменений: меняется структура производства и логистики, практически остановился экспорт, и в результате внутренний рынок перегружен, что ведет к падению объемов производства.
Если говорить конкретно о рынке АКД, мы оцениваем его текущее потребление в среднем в 2 тыс. тонн в месяц. Этот объем полностью производится внутри страны. Компания «Глобал Кемикал» одна способна производить 15 тыс. тонн в год и, при необходимости, может нарастить объемы. Импорта из Китая практически нет, есть лишь точечные предложения из Турции, которые, на наш взгляд, носят демпинговый характер и преследуют цель просто присутствовать на рынке. Также активизировались белорусские производители.
Конкуренция, с одной стороны, стимулирует развитие, но, когда она становится избыточной, это дестабилизирует рынок. Чтобы достичь ценового паритета с китайскими производителями, нужна полная оптимизация всех цепочек: от планирования закупок и складских запасов до 100% загрузки мощностей и автоматизации. Только при стабильном потреблении можно отладить эти процессы и предлагать качественный продукт по оптимальной цене.
Сейчас же мы видим профицит предложения и жесткий демпинг, который часто достигается за счет снижения качества. Небольшой производитель, выпускающий 50-100 тонн в месяц, не может конкурировать в эффективности с тем, кто производит 1,5 тыс. тонн в мес. Тактика «зайти любой ценой» вредит рынку: она ведет к деградации качества конечной продукции и лишает компании стимулов к инвестициям и развитию. На мой взгляд, чтобы это минимизировать, регулятору необходимо вводить соответствующие ограничения, чтобы все не бежали в одном направлении, создавая десятки/сотни однотипной продукции, тем самым перегружая рынок.
Рынку нужны определенные регуляторные меры. Работу в этом направлении ведет Минпромторг РФ, формируя перечни продукции для импортозамещения и оценивая емкость рынков. Однако, на мой взгляд, этот процесс пока не достаточно прозрачен. Данные о потребностях, которые озвучиваются, часто не соответствуют реальности, возможно, из-за недостоверной информации от конечных потребителей. Это создает искаженную картину и побуждает компании создавать уже существующие мощности, в то время как ниши для действительно новой, недостающей продукции остаются незаполненными, и такие продукты по-прежнему завозятся из-за рубежа.
UpackUnion: Что в России еще не производится? Какие направления в химии считаете перспективными для российских производителей?
— На данный момент выделю несколько перспективных направлений для импортозамещения. Одно из ключевых — это добавки для целлюлозно-бумажной промышленности. Например, для нашей компании интересен рынок ASA-агента для проклейки, который мы оцениваем в 1,5–2 тыс. тонн в год. Это более сложный и премиальный продукт, призванный заменить другие виды проклейки, и его потенциал роста значителен при разработке новых видов бумажной продукции. При этом задача заключается не только в разработке самого продукта, но и в обеспечении конечных потребителей оборудованием для его применения. Также в этой же отрасли сохраняется большой спрос на варочные добавки и диспергаторы — их объемы потребления исчисляются тысячами тонн, и основная часть сегодня завозится из-за рубежа, так что это направление мы активно развиваем.
Еще одним сегментом являются специализированные латексы. В России есть производитель стирол-акрилового латекса для меловальных паст, однако рынок испытывает явный дефицит бутадиен-стирольных латексов, и мы сейчас как раз рассматриваем целесообразность инвестиций в этот проект.
Огромный пласт, представляющий интерес для производства — это флокулянты для водоподготовки. Эти реагенты используются практически во всех отраслях промышленности, а не только в ЦБП, и «Глобал Кемикал» уже активно работает над проектом по их локализации в России.
UpackUnion: Тимур Анатольевич, выступая в сентябре на пленарном заседании Российской недели бумаги, Вы отметили, что в текущих условиях для потребителя решающее значение имеет цена. Как при этом развивать технологический сервис, расширять продуктовую линейку и наращивать собственную ценность как производителя? Как донести до клиента значимость этих дополнительных преимуществ?
— Для нас до сих пор это ключевой и сложный вопрос. Наша компания всегда ориентировалась на лучшие международные практики, где ценность — это комплекс: разработка, внедрение, сервис и постоянный контроль продукции.
И всегда для нас эталоном являлась не стоимость продукции, а стоимость владения. Весь комплекс тех мероприятий, которые необходимы для того, чтобы качественный продукт был разработан для клиента, был внедрен им, контролировался, и дальше работа строилась по минимизации расходов с обеспечением всех необходимых свойств.
Такую системную работу мы ведем уже много лет. Она требует огромных инвестиций: это и подготовка высококлассных специалистов, которые постоянно работают на основных предприятиях, и подбор сопутствующего оборудования, и оснащение современных лабораторий. Чтобы выйти на уровень ведущей мировой компании, даже в идеальных условиях нужен горизонт планирования от пяти лет и больше.
И здесь мы сталкиваемся с главным вызовом рынка: сегодня многие клиенты смотрят исключительно на цену в закупочной спецификации. Поставщик из Турции или Китая может предложить продукт на три копейки дешевле, не обеспечивая никакого сервиса. Это порождает вопрос: зачем инвестировать в сложное, если оно не окупается в условиях, где решает только цена?
UpackUnion: «Глобал Кемикал» сегодня выбирает путь создания новых продуктов. А каков в среднем их цикл разработки и вывода на российский рынок?
— Здесь, конечно, сложно назвать точные сроки, потому что всё очень индивидуально. Скажем так: есть ряд сложных продуктов, которые требуют длительной разработки. Если это ещё и опасное производство, то нужно получать лицензию, и прочие нюансы. В целом на такие проекты с момента утверждения инвестиций может уходить до трёх лет.
Если же говорить о продуктах, которые можно выпускать на существующих мощностях, и нужна только лабораторная доработка, то это, ориентировочно, полгода. При этом параллельно всегда стоит вопрос тестирования у клиентов, их готовность принять продукт на испытания. Тут тоже всё по-разному. Некоторые продукты сразу показывают результат. Например, пеногаситель или тот же клей — их эффективность видна практически сразу: либо работают, либо нет. А есть, допустим, ингибиторы солеотложений — чтобы оценить их работоспособность, нужно до полугода, пока оборудование не отработает в реальных условиях. Только тогда станет ясно, есть эффект или нет. Поэтому в каждом направлении — свои сроки, всё очень индивидуально.
UpackUnion: В условиях текущего глубокого кризиса в целлюлозно-бумажной промышленности на какие конкретные меры государственной поддержки рассчитывает бизнес?
— Не хватает, наверное, более плотной работы государства с конечными потребителями, чтобы понять, что в реальности нужно рынку.
Во-первых, нужно сформировать чёткое понимание, по какой именно номенклатуре продукции есть дефицит. И потом уже работать с широким пулом производителей, как мы и многие другие компании. На самом деле мы (производители химии для ЦБП) между собой активно общаемся, с рядом конкурентов дружим, это нормальная, цивилизованная практика во всём мире, и в России в том числе, и нам не достает объективной аналитики по рынку промышленной химии и по рынку ЦБП тоже, чтобы понять, где, кому и чем заниматься, и не бежать всем в одном направлении. Это первый момент.
Второй момент для нас, особенно когда речь идет о строительстве и больших вложениях в производства — нужны какие-то гарантии. Да, европейские производители сейчас ушли, но возможно они вернутся, и что будет тогда? При этом китайские партнеры сейчас активно насыщают российский рынок своей продукцией.
Например, «Глобал Кемикал» в этом году построил и запустил достаточно крупный завод по производству клеев для разных отраслей, в том числе и для целлюлозно-бумажной промышленности. В России такие производства есть. Это иностранные компании, которые построили здесь производственные площадки, но они закрывают, наверное, процентов 20 рынка. Остальные 80% — это поставки из Китая.
Так вот, завод построили, начинаем внедрять продукцию, но конкурировать с китайскими компаниями очень тяжело — они берут объёмами, как я уже говорил. И чем больше объем, чем процессы оптимизированнее, тем себестоимость ниже. На старте всегда тяжело. Понятно, что, когда мы выйдем на объемы, отладим процессы, когда мощности будут загружены на 100%, мы сможем конкурировать с ними. Но на текущем этапе это сложно, и здесь тоже нужна поддержка государства.
Третий момент, если мы говорим о строительстве и инвестициях в новое производство — льготное кредитование. Потому что при текущей ключевой ставке ЦБ РФ инвестировать в новое производство – нереально, это неокупаемый проект. Поэтому здесь, конечно, нужна помощь государства.
UpackUnion: В нашей беседе мы много говорили о том, что химическая промышленность производит для нужд ЦБП. А если посмотреть в обратную сторону — каких упаковочных материалов, сырья и решений не хватает производителям промышленной химии?
— Портфель «Глобал Кемикал» включает не только промышленную химию, но и косметику с бытовой химией. Это делает компанию крупным потребителем упаковки и этикетки. В условиях высокой конкуренции на рынке FMCG мы, как и другие производители, постоянно ищем способы оптимизации расходов. Например, для снижения затрат на персонал, занятый сборкой продукции для маркетплейсов, на производстве внедрена самосборная гофроупаковка.
Сегодня более 80% самоклеящейся основы импортируется. В связи с этим «Глобал Кемикал» рассматривает проект по локализации производства самоклеящейся этикетки на собственной площадке.
В сегменте силиконизированной бумаги большинство компонентов производится в России, но серийного выпуска пока нет. Таким образом, это еще одна точка роста для создания полной цепочки импортозамещающей продукции.
UpackUnion: Тимур Анатольевич, в качестве заключительного вопроса — взгляд в будущее. Если отвлечься от текущих кризисов и вызовов, на что, исходя из Вашего опыта, должен опираться бизнес, чтобы не просто выживать, а уверенно развиваться в долгосрочной перспективе? В чём, на Ваш взгляд, формула бизнес-устойчивости?
— Скажу так: наша стратегия — всегда смотреть в долгосрок по любому проекту. Мы не ориентируемся на сиюминутные экономические показатели, а рассчитываем на перспективу в несколько лет. Это первое.
Второе — мы для себя приняли правило: какую бы кризисную ситуацию не принесли последние годы — пандемия или что-то еще — мы никогда не останавливаем утверждённые инвестиционные программы. Работаем спокойно, несмотря ни на что.
И, наконец, при оценке любого проекта мы сразу смотрим на ёмкость рынка. Россия, конечно, кажется огромным рынком, но, когда начинаешь считать окупаемость конкретного продукта и анализировать конкуренцию, часто понимаешь, что он довольно ограничен. Поэтому мы сразу оцениваем и экспортный потенциал. Вкладывать сегодня большие средства в проекты, ориентированные только на российский рынок — слишком рискованно. Без понимания экспортных возможностей любой амбициозный проект может так и остаться на бумаге.
