В Хабаровске на месте закрывшегося более десяти лет назад картонно-рубероидного завода сейчас работает новое предприятие – российско-китайский завод «ДВ Сеньхе». Это единственное предприятие на Дальнем Востоке по производству гильзового картона в промышленных объемах. UpackUnion пообщался с директором «ДВ Сеньхе» Никитой Михалевым.

Никита Михалев, директор ООО “ДВ Сеньхе”

– Здравствуйте, Никита Сергеевич. У «ДВ Сеньхе» очень интересная история появления. Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось? Почему решили возродить картоноделательное производство в Хабаровске?

– С 2011 года я возглавляю компанию по сбору, переработке и заготовке вторичного сырья «Чистая планета», сейчас это головное предприятие «ДВ Сеньхе». Долгое время компания экспортировала вторичное сырье и макулатуру в Китай. Продавать макулатуру в Китай намного проще, чем иметь полноценное производство в России. Но после 2017 года китайское правительство наложило запрет на импорт вторичного сырья из других стран, соответственно, продавать макулатуру в Китай стало невозможным. Для обеспечения более широкими рынками сбыта макулатуры было принято решение о возрождении картоноделательного производства в Хабаровске – на базе картонно-рубероидного завода, который ранее выпускал мягкую кровлю.

Стояло две задачи: первое – это обеспечить сбыт макулатуры, которую генерировала головная компания, и вторая – создавать продукт с более высокой добавленной стоимостью.

– Вы развиваете бизнес совместно с китайскими предпринимателями. Как вы нашли друг друга?

– Поиск инвесторов активно начался в 2014 году среди предпринимателей стран Азиатско-Тихоокеанского региона: мы с командой «Чистой планеты» ездили в Японию, Корею, в Китай, посещали различные международные выставки, конференции, симпозиумы, предлагали бизнес-план нового производства. Иностранные инвесторы часто недоверчиво относятся к российскому бизнесу, наш проект тоже вызывал опасения. Но, в итоге, проект заинтересовал китайскую компанию, которая ранее занималась заготовкой леса в Хабаровском крае.

– Чем заинтересовал проект китайских инвесторов?

– Инвесторы увидели в проекте по производству картона перспективу для развития и возможность расширить свой бизнес, получить актив в виде промышленного предприятия на территории Дальнего Востока в России. На тот момент на рынке Китая была высокая потребность во вторичном сырье, тарном картоне.

– Как подбирали площадку для производства гильзового картона?

– Ездили по региону. Хотели сначала строить завод на новом участке, но в ходе изучения данного вопроса решили остановиться на той площадке, которая уже существовала. Бывший картонно-рубероидный завод на тот момент принадлежал частному лицу, провели сделку и выкупили его. Основной вопрос стоял по техусловиям, нужны были мощности под электроэнергию, под теплоснабжение, поэтому решили использовать ту площадку, которая уже имеет подведенные коммуникации.

– Сколько времени прошло с момента начала реализации проекта до выпуска первой продукции?

– Три года. К реализации проекта приступили в 2018 году, а в конце 2021 года запустили производство. Изначально планировали начать в 2020-м, но коррективы внесла пандемия коронавируса. Въезд иностранных специалистов был ограничен, а запуск производства сильно зависел от них, поэтому, к сожалению, график сдвинулся на год. В конце 2021 года был организован чартерный

 рейс, и специалисты смогли приехать в Хабаровск и, наконец, производство было запущено. Пусконаладка заняла около месяца. Практически сразу начался выпуск качественного продукта – толстослойного картона для гильз.

– Никита Сергеевич, а что было самым сложным при организации производства? 

По сравнению с пандемией, все остальное казалось мелочью. Главная проблема была с таможенными и налоговыми органами, потому что ввоз оборудования на территорию РФ декларировался как иностранные инвестиции. Это был не договор купли-продажи, а договор инвестиций со стороны китайских партнеров. Российские контрольно – надзорные органы редко сталкиваются с такими формами сделок, поэтому к «ДВ Сеньхе» было пристальное внимание. Мы объяснили им, что компания действительно планирует заниматься производством картона, а не дальнейшей продажей оборудования.

Китайское оборудование достаточно специфичное. На Дальнем Востоке промышленность развита не так хорошо, как в Китае. Например, запчасти для оборудования здесь приходится заказывать, очень долго ждать и для того, чтобы не было простоя, поломок, необходимо иметь запас на складе. Необходимо покупать продукцию качества выше среднего, чтобы избежать частых поломок. Все это приходилось объяснять китайским партнерам. Трудности, которые возникали, носили больше не технический, а именно ментальный характер. У китайских предпринимателей один подход к ведению бизнеса, у российских – другой. Важно было найти золотую середину. Когда в бизнесе несколько партнеров, есть сложности в понимании. Тем не менее, все решаемо, общий язык найти удается.

– Почему решили заняться производством гильзового картона? И каковы особенности производства данной продукции?

– Это была инициатива китайской стороны. Российская сторона отвечала за поставку сырья и административные вопросы, а китайская – за технологию, кадры и сбыт.

Особенностей производства много. Все машины, которые выпускают толстослойные картоны, по-своему специфичны и уникальны. Картоноделательные машины для толстослойных картонов устроены иначе, чем машины для тех же тарных картонов. Каждая машина работает по-особенному.

– В чем преимущество и уникальность компании «ДВ Сеньхе» на рынке ЦБП?

– В России не так много предприятий по производству гильзового картона, соответственно, конкуренция не высокая. В принципе, все игроки друг друга знают, поэтому ожесточенной борьбы, как, например, на рынке тарных картонов нет. В «ДВ Сеньхе» небольшой штат сотрудников, 70 человек. Компания может активно работать как на российский рынок, так и на китайский. То есть, если на российском рынке не будет заказов, есть возможность переключиться на китайский и не быть в простое.

– Какие основные рынки сбыта у «ДВ Сеньхе» на текущий момент? И какие рассматриваете еще?

– «ДВ Сеньхе» продает картон предприятиям, которые выпускают гильзы. 30% продукции от общего объема производства отправляется в Китай, остальные 70% – на Урал, в Сибирь, Поволжье. От некоторых рынков сбыта компании пришлось отказаться. Например, от Центральной России и Северо-Западного округа. Работаем активно с Казахстаном, где есть небольшой транспортный узел, из которого планируем наладить отгрузки на Ближний Восток – в Саудовскую Аравию, Арабские Эмираты, Египет, сейчас идет проработка логистики.

– Чем живет завод сегодня? Какие объемы производства у «ДВ Сеньхе»?

Объемы производства

– В прошлом году на заводе было выпущено 16 тыс. тонн готовой продукции, в этом году в планах 20 тыс. тонн. Максимальная мощность установленного здесь оборудования – 24 тыс. тонн продукции в год. 

– Какие агрегаты являются технической гордостью предприятия?

– Все новое оборудование закуплено в Китае, часть линии осталась с Хабаровского картонно-рубероидного завода, например, сушильные цилиндры, Получился такой гибрид советского и китайского оборудования.

– Поговорим о кадрах. Есть ли на предприятии проблема дефицита кадров, особенно производственных специальностей? Если да, то как ее решаете?

– Вопрос об увеличении штата не стоит. Главной задачей на сегодняшний день является повышение квалификаций сотрудников. Все начинали работать с нуля. Так как это предприятие малого бизнеса, то наша эффективность и конкурентоспособность зависит именно от невысокого объема издержек. Объем производства не такой высокий, и, чтобы быть в рынке, необходимо держать максимальную производительность труда. На Дальнем Востоке нет ни вузов, ни колледжей, которые бы готовили специалистов бумагоделательного производства. Последний ЦКК на Дальнем Востоке закрылся в городе Амурске в 1999 году, с тех пор вузы прекратили подготовку кадров по нужным отрасли специальностям. Обучение специалистов для компании сейчас в приоритете, оно проводится на рабочем месте. Сотрудники постоянно изучают специфику производства непосредственно на рабочих местах. Обучение проводят китайские специалисты.

– Каких изменений Вы, как руководитель, ожидаете на рынке ЦБП, к чему готовитесь?

– Я много изучаю китайский опыт, глубоко погружен в то, что происходит на рынке Китая. Спрос на макулатурные и целлюлозные тарные картоны на территории Китая будет падать, в том числе из-за того, что в Китае научились получать так называемую полуцеллюлозу из возобновляемых источников древесины – это бамбук и эвкалипт. Бамбук там вырастает после вырубки через три года. Китайские целлюлозно-бумажные промышленные гиганты заложили мощностей на 30 млн тонн готового продукта (готовой целлюлозы из бамбука), это все очень сильно повлияет на рынок Китая в ближайшей перспективе. Надо рассчитывать только на тот спрос, который мы, российские производители, можем сами себе обеспечить. Сильно рассчитывать на экспортные рынки не приходится, нужно, в первую очередь смотреть на тот продукт, который нужен здесь, и строить свои приоритеты, исходя из этого. С каждым годом, к сожалению, будет все сложнее продавать на экспорт.

– И в завершение нашего диалога, предлагаю поделиться планами по развитию предприятия на ближайшее время. Модернизация производства, выпуск нового продукта и т.д., что ждет «ДВ Сеньхе»?

– В планах «ДВ Сеньхе» – повышать эффективность производства, устранить ошибки в проектировании, заменить оборудование, которое не подходит под российские стандарты качества. Стоит задача модернизировать цех массоподготовки, где непосредственно идет размол и дальнейшая очистка. Необходимо поменять вспомогательное оборудование для размола – горизонтальный гидроразбиватель, дополнительно установить вибросито и пескоуловители, потому что этого требует качество готового продукта. Для этого потребуется порядка десяти млн. рублей, будут задействованы собственные средства предприятия.

Скажу так, возможностей для роста еще много. Например, белорусские коллеги выпускают очень качественный картон, будем брать пример с них. Учимся и стремимся повышать качество ежедневно.

Новый продукт

Также рассматриваем производство санитарно-гигиенических изделий. Будем делать основу для туалетной бумаги и выпускать туалетную бумагу, салфетки. В данном сегменте хороший спрос. Сейчас идет разработка ТУ и подбор оборудования. Как говорят китайские партнеры, запуск производства должен состояться к концу следующего года.

Никита Сергеевич, спасибо за интересный диалог. Желаем «ДВ Сеньхе» только роста и процветания. Пусть все задуманные дела и проекты обязательно реализуются, а UpackUnion расскажет о них в следующих публикациях.

– Спасибо, буду держать в курсе!

 

Галерея по теме:

от admin

Авторизация
*
*
*
*
*
X
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить наилучшую работу сайта.
Принять