Курс на улучшение экологической обстановки в стране был взят по поручению президента России Владимира Путина в 2018 году со старта нацпроекта «Экология».
В 2025 году нацпроект «Экология» сменился другим – «Экологическое благополучие», реализация которого продлится до 2030 года. Он предполагает достижение амбициозных целевых показателей по таким основным экологическим направлениям, как лес, особо охраняемые природные территории, вода, чистый воздух, отходы.
Что, в свою очередь, потребует колоссального пересмотра и изменения действующих нормативно-правовых актов.
Генеральный директор Юридического центра промышленной экологии Дмитрий Мишуков в интервью UpackUnion рассказал о том, как выстраивают свою работу предприятия ЦБП в условиях стремительного изменения природоохранного законодательства.
UpackUnion: Дмитрий Михайлович, расскажите, пожалуйста, о деятельности Вашего центра в части работы с предприятиями ЦБП?
– Основных направлений работы несколько. Первое – информационное и аналитическое сопровождение в вопросах правоприменительной практики и изменений законодательства, появления новых нормативных правовых актов (НПА), а также проектов НПА. Это особенно важно для своевременного включения в нормотворческий процесс с целью учета интересов отрасли и фактических возможностей по соблюдению новых требований в определенные сроки.
Второе направление – образовательная деятельность в части мероприятий по повышению квалификации руководителей и специалистов предприятий по вопросам обеспечения экологической безопасности, а также в области обращения с отходами.
Нужно отметить, что топ-менеджмент предприятий ЦБП уделяет особое внимание соблюдению экологических требований, всегда активно и продуктивно участвует в обучении, задает много практических вопросов, с которыми, очевидно, сталкивается в процессе работы, и действительно стремится к пониманию требований законодательства и их выполнению. В этом плане отрасль действует проактивно.
Третье направление – работа по подготовке правовых позиций по конкретным вопросам, участие в сопровождении проверок предприятий органами государственного экологического контроля, защита прав компаний-производителей.
UpackUnion: Насколько успешно отраслевой бизнес адаптируется к изменениям природоохранного законодательства и ужесточению требований к производственному процессу?
– У каждого предприятия есть своя специфика, проблемы и успехи. Изменения природоохранного законодательства также имеют различный характер и степень регулирующего воздействия. Например, какие-то из них связаны с формами учета и отчетности, сроками и способами их предоставления, цифровизацией (что, как правило, не создает нерешаемых проблем), а какие-то могут быть связаны с необходимостью закупки оборудования и долгосрочными инвестициями в основные средства.
UpackUnion: Как сегодня компании ЦБП выстраивают отношения с надзорными органами при наличии пробелов в законодательстве?
– Когда имеется пробел в законодательстве или конкретная норма не имеет четкой формулировки, допуская двусмысленное толкование, мы выходим в конструктивный диалог, последовательно донося свое видение и варианты действий. В некоторых случаях, конечно, приходится обращаться в суд и формировать правоприменительную практику через судебные решения.
Законодательство предусматривает также возможность органам государственной власти – министерствам и федеральным службам – давать официальные разъяснения и руководства по соблюдению обязательных требований соответственно. Такие документы сами по себе не заменяют нормативные правовые акты, но могут предлагать вариант действия, следуя которому предприятие не будет признано нарушителем. Отмечу, что Минприроды России еще не выпустило ни одного официального разъяснения, а Росприроднадзор утвердил только одно руководство по соблюдению обязательных требований, связанных с государственным учетом объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
UpackUnion: С какими изменениями в законодательстве предприятиям удается справиться, а над чем еще предстоит работать? Какие новые требования вызывают наибольшие трудности для реализации у предприятий ЦБП?
– Основные проблемы, думаю, касаются технологической части в связи с ограничениями в доступе к технологиям и оборудованию из-за международных санкций. Это увеличивает сроки и стоимость проведения необходимых мероприятий, модернизации оборудования. В некоторых случаях требуется кардинальное изменение проектов.
Зачастую трудности в работе добавляют чрезмерные формальные требования, например, связанные с получением ЭКОЗОС*.
* ЭКОЗОС – заключение о соответствии построенного объекта НВОС I категории экологическим требованиям, необходимое для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Вопросы вызывает практика, которая будет складываться после вступления в силу норм, предусматривающих приоритет более жесткой системы нормирования для предприятий, получающих КЭР (Федеральный закон № 622-ФЗ, в данной части вступит в силу с 01.09.2025), что приведет к тому, что в ряде случаев переход именно к технологическому нормированию не будет реализован и произойдет возврат обратно к системе экологического нормирования в отношении маркерных веществ.
Еще одна глобальная проблема – выполнение обязательств в рамках расширенной ответственности производителя (РОП), особенно в части приобретения статуса «утилизаторов» для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров и упаковки.
Наконец, проведение эксперимента по квотированию выбросов в рамках федерального проекта «Чистый воздух» также создают новые вызовы для предприятий ЦБП, расположенных на территории 41 города-участника эксперимента. Поскольку, во-первых, влекут необходимость большего сокращения выбросов, во-вторых, установку дополнительных приборов учета и измерения выбросов по приоритетным загрязняющим веществам в соответствующем городе.
UpackUnion: С какими вопросами (проблемами) чаще всего обращаются предприятия ЦБП при подготовке документации для получения КЭР?
– Вопросов много, часть из них решили в результате работы штаба по выдаче КЭР. Однако продолжают оставаться актуальными вопросы о количестве ИТС по НДТ, по которым надо рассчитывать технологические нормативы.
Следующая проблема для ЦБП связана с тем, что некоторые предприятия уже начали реализацию мероприятий по сокращению водопотребления. Уменьшение объема используемой воды неизбежно приводит к увеличению концентрации сбросов в водные объекты и, соответственно, влечет риски превышения нормативов качества, что, с учетом ожидаемого переноса приоритета с технологического нормирования на экологическое, может создать проблемы.
UpackUnion: Какие меры предусмотрены к тем компаниям, которые не успели в срок получить КЭР? Как их избежать?
– Мера воздействия заключается, прежде всего, в установлении повышающих коэффициентов к плате за негативное воздействие на окружающую среду: 100-кратный – за выбросы в атмосферный воздух и сбросы в водные объекты, 25-кратный – за превышение лимитов на размещение отходов.
Причем предлагается установить еще более высокие ставки, но это пока в формате идей и предложений.
Полагаю, что избежать повышенных ставок можно, только получив КЭР или прекратив деятельность предприятия.
UpackUnion: Как теперь придется действовать предприятиям, которые получили КЭР, но, в связи с новым Постановлением, перешли во вторую категорию НВОС? Видите ли Вы какие-то риски, связанные с Постановлением?
– Особенных рисков не видим. Если имеются те предприятия, кто получил КЭР, то, возможно, они с ним и останутся, хотя переходные положения не предусмотрены. При этом законодательство предусматривает право лиц, эксплуатирующих объекты НВОС, относящиеся к областям внедрения НДТ, получить КЭР, даже если объект НВОС по критериям относится ко II категории.
UpackUnion: Какие еще законодательные изменения ждут экологов ЦБП в 2025 году?
– Непосредственно для ЦБП ничего специализированного не ожидается, но имеется ряд нововведений, касающихся промышленности в целом. Так, анонсирована разработка новой системы нормирования запаха в атмосферном воздухе. Данное нововведение, в случае его реализации, вероятно, будет серьезным вызовом для предприятий отрасли.
UpackUnion: Удается ли Вам совместно с промышленными экологами влиять на законотворческий процесс? Каким образом инициируется данный процесс, и чем могут помочь отраслевые СМИ в данном вопросе? Поделитесь успешными кейсами.
– Удается. Особенно, если вовлечь в процесс как можно больше предприятий, а также отраслевых регуляторов, в том числе, федеральные: Минпромторг, Минэкономразвития и авторитетные общественные организации, например, Российский союз промышленников и предпринимателей.
Роль специализированных СМИ в таких процессах неоценима, поскольку распространение информации позволяет обозначить проблематику и показать значимость того или иного законопроекта, влиять на итоговый результат законодательного процесса для оптимального сочетания цели регулирования и возможностей субъектов регулирования остаться в рамках правового поля.