Сегодня целлюлозно-бумажная промышленность России борется за технологическую независимость. Зарубежное оборудование, долгие годы составлявшее основу производственных мощностей, теперь требует обслуживания. В последние годы ключевой задачей предприятий стал поиск качественных аналогов комплектующих и расходных материалов.
В серии экспертных публикаций UpackUnion вместе с теми, кто отвечает за бесперебойную работу комбинатов, мы выясняем, как отрасль справляется с технологическими вызовами.
Продолжает цикл материалов интервью с вице-президентом по надежности и техническому развитию «Группы «Илим»» Сергеем Кривошапкиным.
UpackUnion: Сергей Николаевич, если говорить о ключевых вызовах в области технического оснащения, с какими главными сложностями сталкивается «Группа «Илим»»?
— Если рассматривать весь комплекс (от заготовки леса до его химической переработки), я бы выделил три основных направления. Первое, безусловно, электроника: доступ к «железу» и программному обеспечению. Вторая составляющая касается лесозаготовки — это форвардеры и валочно-пакетирующие машины. Пока мы не можем приобрести такие комплексы в странах Юго-Восточной Азии. И третье — это крупные детали, специфичные для ЦБП.
UpackUnion: Какие группы комплектующих являются наиболее проблемными?
— Прежде всего, промышленная электроника, доступ к которой сегодня затруднен. Речь идет о системах управления технологическими процессами таких брендов, как Voith, Valmet, Andritz — список можно продолжить, хотя он не так велик. К проблемным я бы также отнес валы для бумагоделательных машин и, как уже говорил, другие крупные специфические детали.
UpackUnion: Как удается найти аналоги? Расскажите об алгоритме их поиска.
— Здесь есть два подхода: стратегический и тактический. Стратегический — это переход на другого вендора. Такие компании есть, в том числе в Китае. Например, один из топовых электронных гигантов HollySys, которая специализируется на системах автоматического управления. Но это крайне дорого и требует много времени, поскольку систему нужно установить на каждую единицу оборудования отдела, цеха, производства. Скорее, это задача на перспективу.
Тактический подход заключается в поддержании имеющихся систем в работоспособном состоянии. Когда выходят из строя платы, мы стараемся их восстановить. С блоками питания и силовыми модулями справляемся своими же силами. Более сложные поломки устраняют сторонние компании.
Также возможны локальные инженерные решения: если оригинальная деталь недоступна, инженеры идут на компромиссы — переделывают монтажные конструкции, изменяют габариты узлов, адаптируют имеющиеся в наличии аналоги. Так мы находим выход из ситуации.
UpackUnion: Применяется ли технология реинжиниринга для воссоздания необходимых деталей и комплектующих?
— Все, что касается электронных компонентов, воспроизвести методом инжиниринга, скорее всего, невозможно. Это долго, дорого, трудоемко, и нам в настоящее время не повторить то, что было создано на Западе.
А вот восстановление механического, относительно простого технологического оборудования — возможно. Фактически мы хотели бы пойти тем же путем, которым когда-то шли китайцы: измерять, копировать, создавать ту или иную запчасть и тестировать ее, доводя до нужной функциональности. Главный вопрос здесь — стоимость.
У нас уже есть успешные примеры реинжиниринга, например, муфт, паровых головок, демпфирующих конструкций. Но, честно говоря, в основном мы этим широко не занимаемся. Обращаемся к тем, кто делает это профессионально, у кого есть специальное оборудование для измерений и изготовления запчастей.
UpackUnion: Где отрасль сегодня приобретает новое оборудование?
— Сегодня специализированное оборудование для ЦБП в большом ассортименте представлено в Китае. Оно охватывает почти все стадии производства — от размола до склада готовой продукции. Чуть хуже обстоят дела с оборудованием для варки. Но по заказу китайцы могут изготовить нужную запчасть.
Кроме того, на рынках Юго-Восточной Азии представлен широкий спектр оборудования и запчастей, которые использует не только ЦБП, но и промышленность в целом: двигатели, редукторы, различные полумуфты, кабельная продукция и тому подобное.
UpackUnion: Часто ли приходится идти на компромиссы и использовать временные или неидеальные технические решения из-за отсутствия качественных аналогов?
— В текущих условиях нам действительно часто приходится идти на компромиссы и внедрять временные технические решения. Эта тенденция усилилась с конца 2023 года, когда были исчерпаны складские запасы.
Когда выходит из строя, например, редуктор или двигатель, наши инженеры принимают решение о конструктивных изменениях. Это может быть увеличение габаритов детали и переделка присоединительных конструкций.
Бывают случаи, когда полученные заказы не соответствуют ожидаемому качеству. Тогда мы вынуждены повторно оформлять заказ с указанием конкретных параметров и отслеживать технологический процесс на всех этапах производства.
Кстати, обратная связь с китайскими производителями способствует поэтапному улучшению качества их изделий. Яркий пример — наша работа над улучшением параметров сеток и сукон (одежды) бумагоделательных машин. За полтора года мы от неудовлетворительного качества дошли до вполне приемлемого. Благодаря этому нам удалось, например, практически полностью восстановить производительность седьмой бумагоделательной машины на Коряжемском комбинате. Это положительный опыт, которым можно гордиться.
UpackUnion: Как обстоят дела с сопутствующей сервисной поддержкой, гарантией, инженерами, которые могут установить и настроить новую деталь или оборудование?
— Сервисная поддержка и инженерное сопровождение оборудования в настоящее время — одна из самых сложных и проблемных зон. С уходом западных вендоров прекратилась поддержка их представителей в России. Компетенции оставшихся в стране специалистов недостаточны, они остались на уровне 2022 года.
Поэтому сейчас мы делаем ставку на обучение собственного персонала в специализированных тренинговых центрах — наши сотрудники хорошо знают оборудование, давно на нем работают, и развитие их компетенций мы считаем наиболее эффективным путем. Также мы ищем варианты привлечения иностранных экспертов, в основном из Китая, Индии, Малайзии.
UpackUnion: Есть ли на отечественном рынке необходимые для отрасли компоненты и комплектующие?
— Российский рынок разнообразен, но, конечно, не в такой степени, как китайский. Например, у нас есть почти всё необходимое для объектов электро- и теплоэнергетики.
Что касается целлюлозно-бумажной промышленности, ситуация иная. Специализированных изделий для нашей отрасли на отечественном рынке практически нет, либо они изготавливаются штучно по спецзаказу и имеют высокую стоимость. Системная проблема с изготовлением валов для бумагоделательных и картоноделательных машин, основного вращающегося оборудования ЦБП. В России этим занимаются всего одна-две компании, что указывает на значительный дефицит предложения в данном сегменте.
Аналогичная ситуация и в сфере производства электроники. Несмотря на отдельные достижения в энергетической отрасли, системного предложения для комплексного оснащения предприятий ЦБП пока не сформировано.
UpackUnion: Какие пожелания или технические требования Вы как потребитель хотите озвучить российским производителям комплектующих?
— Главное, чего наша отрасль ждет от отечественных производителей — это сокращение технологического цикла с 6–10 месяцев до 3–4-х и снижение стоимости за счет оптимизации процессов. Это даст решающее конкурентное преимущество перед азиатскими поставщиками.
Вместо того чтобы пытаться охватить все, важно сосредоточиться на производстве наиболее критичных и часто выходящих из строя компонентов: валы, цилиндры, специализированная арматура для химических сред, насосный парк, подшипники. Это та ниша, где долгий срок поставки из-за рубежа больнее всего бьет по бизнесу. Российским компаниям необходимо наладить тесную обратную связь с заказчиками и быть готовыми быстро дорабатывать и улучшать свои изделия.
Отечественный производитель сегодня находится в сложных, маловыгодных условиях. Однако у него есть уникальное окно возможностей, созданное логистическими и временными проблемами с импортом. Чтобы им воспользоваться, нужно не просто «замещать», а предлагать реально работающие, доступные по цене и, что критично, быстрые решения для конкретных болевых точек ЦБП.
Мы видим острую потребность в том, чтобы хотя бы один машиностроительный завод в стране начал специализироваться на выпуске оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности. Наиболее востребованным и типичным изделием для отрасли являются валы. На предприятиях отрасли эксплуатируется несколько тысяч вращающихся крупногабаритных валов и цилиндров, которые требуют регулярного ремонта и замены. Их потенциальный отечественный производитель гарантированно будет обеспечен заказами, но ему придется конкурировать с дешевой и качественной китайской продукцией.
UpackUnion: Как Вы оцениваете готовность вашего предприятия к работе в новых условиях через два-три года? Видите ли Вы путь к полной технологической независимости по критичным позициям?
— То, что мы наблюдаем сейчас, — это не импортозамещение в чистом виде. Мы в шутку называем этот процесс «западозамещением». Уверен, что в ближайшие два-три года мы точно не сможем полностью отказаться от поставок из Юго-Восточной Азии. Мы на них переориентируемся и будем с ними плотно работать долгое время. Очевидно, что постепенно мы выходим из зависимости от западных вендоров.
В электронике остались точечные, но сложные проблемы — те же электронные компоненты, которые мы пока не можем найти или произвести. Мой прогноз: через 5, 6, 7, 8 лет мы просто заменим эти системы на китайские аналоги, и они будут работать хорошо.
Полагаю, что китайцы активно подключатся к замещению лесозаготовительных комплексов. Они будут постепенно нарабатывать базу, копируя и дорабатывая под наши нужды оригинальные конструкции John Deere или скандинавских производителей.
Что касается ремонта текущей техники, например, харвестеров, я вижу два выхода. Первый — это всем известный параллельный импорт, те самые «обходные пути», о которых все знают, но вслух не говорят. Второй путь — это наша собственная адаптивность. Вижу, что наши компании уже производят критически важные узлы, те же гидроцилиндры. Да, их ресурс может быть ниже, но, тем не менее, они выполняют свою функцию. Наши операторы уже научились на этом работать.
Считаю, что в ближайшие два-три года наша зависимость будет снижаться. И если оценивать ситуацию в целом, то я бы сказал, что мы уже на 98–99% независимы от наших бывших западных партнеров. Конечно, переориентация на азиатские рынки — это неизбежный и ключевой элемент этого будущего. Без этого никуда.
Таким образом, мой вывод таков: будущее — не в изоляции, а в выстраивании новой, восточно-ориентированной технологической цепочки. Это постепенный, но необратимый процесс.
