С 1 января 2025 года в России стартовал национальный проект «Кадры». Он направлен на создание условий для развития профессионального образования, повышения квалификации сотрудников и адаптации системы образования к требованиям рынка труда. Основное внимание будет уделено мерам по формированию и ежегодному обновлению прогноза рынка труда на пятилетний период.
За 30 лет в России сложилась ситуация, когда в одних отраслях образовался избыток кадров, а в других — дефицит. Демография, рост трудоёмких отраслей, производительность труда существенно повлияли на трансформацию рынка вакансий и формирование его новой модели. Сегодня, по словам вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, когда перед страной стоят задачи технологического лидерства, обеспечения промышленного суверенитета, команда становится буквально определяющим ресурсом. Спрос на сотрудников будет только расти, при этом уровень безработицы сохранится на историческом минимуме.
Главная задача нацпроекта «Кадры» — обеспечить индустрии таким количеством сотрудников, которое необходимо для успешного развития. Скоординировать усилия образовательных учреждений, центров занятости, компаний и государства. Исходя из того, в представителях каких профессий нуждается российская экономика, будет определено количество мест для абитуриентов в училищах, колледжах и вузах. Планируется чаще использовать такие инструменты как целевой набор и практику на производстве. Тем гражданам, которые уже имеют профессию, но хотят ее сменить, нацпроект предложит возможности для переквалификации. Желающие смогут обучиться на образовательных программах и начать работать в новой отрасли.
В состав нацпроекта вошли четыре федеральных проекта: «Управление рынком труда», «Образование для рынка труда», «Активные меры содействия занятости» и «Человек труда», их реализация в ближайшие шесть лет позволит вовлечь в экономику необходимые трудовые ресурсы.
Об успешных практиках и вызовах, требующих новых компетенций, стратегиях взаимодействия с учебными заведениями, способствующих формированию резерва и укреплению человеческого капитала – в материале UpackUnion.
Кадровая потребность
«Проделана большая работа по формированию прогноза кадровой потребности на пятилетний период. По нашим оценкам, потребность российской экономики в кадрах до 2030 года составляет 3,1 млн человек. Наибольший рост ожидается в обрабатывающем производстве (более 703 тыс. человек), транспортировке и хранении (около 472 тыс.человек) и строительстве (более 385 тыс.человек).<..> Из прогноза мы видим, что самым ценным трудовым резервом становятся квалифицированные рабочие. На специалистов со средним профессиональным образованием приходится 70% замещающей потребности рынка труда», — заявила Татьяна Голикова на состоявшемся в рамках Недели российского бизнеса форуме «Кадры».
Кадровая потребность складывается не только в связи с открытием новых рабочих мест, но и с необходимостью замещения специалистов, которые выходят на заслуженный отдых. Поэтому компаниям необходимо планировать работу не только исходя из формирования резерва под планы развития, но и с учётом возрастного состава работников, конкуренции между отраслями и формами занятости.
Что же касается ЛПК, в частности, целлюлозно-бумажной промышленности, отрасль заинтересована в формировании кадровой стратегии. Регулярно на отраслевых мероприятиях представители компаний обсуждают насущные кадровые вопросы и обмениваются опытом эффективного привлечения и удержания специалистов, условиями для профессионального роста сотрудников.
Две третьих отечественных предприятий испытывают недостаток персонала. От 40 до 60% желают существенно нарастить кадровый состав, но при безработице около 2,5% (рекордный минимум) сделать это затруднительно.
Цель оправдывает средства
Так, одним из действующих инструментов привлечения кадров, считают представители отрасли, является целевое обучение. И вузы, ведущие подготовку специалистов для ЛПК, активно его используют. По информации Роструда, с 1 мая 2024 года Правительство России определило новый механизм приема на целевое обучение – через цифровую платформу «Работа России», где работодатели размещают свои предложения.

Абитуриент может самостоятельно изучить предложения и подать заявку в бумажном или электронном виде (через «Госуслуги»). После завершения обучения выпускнику необходимо будет отработать в организации, выступающей заказчиком, как минимум три года.
В договоре о целевом обучении могут быть прописаны условия о прохождении студентом-целевиком практики у заказчика, в том числе он может установить требования к успеваемости студента.
Еще одно нововведение коснулось количества заявлений на целевое обучение, которые может подать абитуриент. Если ранее это число составляло пять, то теперь — только одно по программам бакалавриата и специалитета в один вуз и на одну образовательную программу.
«В России по отрасли лесного хозяйства запущено чуть более двух тысяч вакансий. Это несколько превышает ежедневную потребность. Но при этом мы видим, что в указанных вакансиях заработная плата – от 30 до 40 тыс. рублей. Наличие высшего образования требует около полутора тысяч вакансий», — доложила на Форуме «Леса России» начальник Управления контроля и координации в сфере занятости населения Роструда Ирина Зубкова.
По словам Максима Быковского, декана факультета лесного хозяйства, лесопромышленных технологий и садово-паркового строительства МГТУ им. Н.Э. Баумана, сегодня очень важно уделять внимание качеству образования специалистов для отрасли. Обеспечение университетов бюджетными местами по лесопромышленным специальностям является одним из приоритетов современного образования, которое позволит готовить квалифицированные кадры.
«Если до 2000 года по специальности “Лесное дело” работников ЛПК готовили порядка 20 вузов, то сейчас их стало 53, а также восемь-десять классических университетов, из которых порядка 60% имеют сельхознаправление, а все остальные относятся к лесному образованию. Однако главная проблема – низкий план приема абитуриентов на лесные специальности», — подчеркнул Быковский.
По словам заведующей кафедрой целлюлозно-бумажных и лесохимических производств, ВШЕНиТ, САФУ Натальи Щербак, на сегодняшний день подготовку кадров для ЦБП осуществляют семь российских вузов.
«Наша миссия сегодня — это ловить тренды молодёжи. И, наверное, самый простой путь и секрет привлечения и удержания молодёжи в отрасль — это трансляция возможностей науки и научных исследований как творческого подхода и реализации творческого начала молодёжи», — считает Щербак.
В чем причина?
На Форуме «Леса России», который в 2024 году проходил в Перми, Олег Солонцов, замминистра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, рассказал о нехватке кадров на примере регионального Управления лесничеством, штат сотрудников которого насчитывает порядка 700 человек. «Сейчас нам необходимо около 200 человек в структуру лесничества. Вторая проблема, которая нас волнует – это недостаток профильного образования среди специалистов. Из 612 сотрудников лишь у 96 имеется профильное образование», — сказал он.
На проблеме кадрового дефицита тогда заострила внимание и директор Сыктывкарского лесопромышленного техникума Александра Меншикова. По ее словам, среди основных причин сложившейся ситуации – низкая зарплата при высокой нагрузке на специалистов, недостаточность компетенции в сфере лесной промышленности, отсутствие льгот. Меншикова считает, что прежде всего необходимо повышать зарплату сотрудникам лесной охраны, а также лесничим.
В свою очередь, директор проектов департамента развития корпоративного бизнеса ПАО «Сбербанк» Алла Сбитнева, ссылаясь на ряд исследований, обратила внимание, что заработная плата не входит в ТОП-5 причин увольнения сотрудников, особенно молодых. Для них гораздо важнее грамотная адаптация на новом рабочем месте.
Среди инструментов, направленных на решение вопроса дефицита кадров, Алла Сбитнева выделяет наставничество. Эта практика, распространенная в советское время, сейчас активно возрождается. И многие предприятия ЛПК и ЦБП уже ее используют.
Во второй части статьи расскажем, как на уровне государства решается вопрос кадрового дефицита, о стратегиях в ЦБП, и как совершенствуется система управления рынком труда.