Нестабильное качество материала, технологические ограничения и жесткие требования заказчиков к итоговому продукту – вот основные вызовы, связанные с печатью на картоне, с которыми чаще всего сталкиваются типографии. Особенно остро эта проблема проявляется в условиях, когда выбирать субстрат практически не приходится – работают с тем что есть. Но даже на картоне с неидеальными характеристиками можно добиться хорошего результата, говорят специалисты, если понимать происхождение распространенных дефектов и знать проверенные методы их устранения.

Любовь Баюшкина, главный технолог компании «ОктоПринт Сервис», спикер «Школы современного полиграфиста»

Вместе с главным технологом компании «ОктоПринт Сервис», спикером «Школы современного полиграфиста» Любовью Баюшкиной разберем, какие дефекты печати и постпечати встречаются, как их минимизировать «здесь и сейчас», какие методики тестирования качества картона применять в типографии. Эти и другие знания помогут снизить процент брака, сэкономить время на переналадках и сохранить репутацию типографии даже при работе со сложными материалами.

Типичные дефекты

Эксперты выделяют несколько основных проблем, возникающих в процессе офсетной печати на картоне:

  • Крапчатость («облачность») – неравномерное нанесение краски из-за неоднородного мелованного слоя
  • Расслоение картона – следствие слабой внутренней проклейки
  • Непропечатка на крафт-картоне – из-за отсутствия мелованного слоя краска впитывается неравномерно
  • Пыление и ворсистость – низкая поверхностная проклейка приводит к налипанию бумажной пыли на офсетное полотно
  • «Марашки» – мелкие дефекты печати из-за липкости краски или загрязнения резины

Как исправить дефекты прямо на производстве?
Демонстрация пыления картона. Фото: «ОктоПринт Сервис»

Если картон имеет слабую поверхностную проклейку, печатник вынужден часто останавливать машину для очистки резины. Для борьбы с пылением и ворсистостью Любовь Баюшкина предлагает использовать антипиллинговую добавку – ей корректируют увлажняющий раствор. А перед печатью лучше нанести грунтовку прозрачными белилами.

«Другая проблема — неравномерное мелование и, как следствие, неравномерное впитывание краски (выглядит как более насыщенные пятна по всем краскам фона). Печатники такой дефект называют «облачностью». В случае его возникновения на печати офсетными триадными красками это особенно заметно на фиолетовых оттенках. Из своей практики могу порекомендовать поменять последовательность красконаложения: после чёрной первой поставить пурпурную краску, а затем синюю, что минимизирует дефект. Но тут необходимо учитывать, что оттенки изображения могут измениться», уточняет главный технолог «ОктоПринт Сервис».

Как вариант, если красочность печатной машины позволяет, можно на первой красочной секции нанести матовый лак, который выровняет красочный слой и снизит дефект «крапчатости». Также можно поменять офсетную резину — поставить другую, с более мягким верхним печатным слоем, снизить давление в печатной паре.

Демонстрация деламинации картона. Фото: «ОктоПринт Сервис»

При расслоении картона из-за некачественной внутренней проклейки необходимо, в первую очередь,  акклиматизировать материал, а потом уже очистить офсетное полотно восстановителем для резиновых поверхностей или установить новое более шероховатое офсетное полотно  с повышенным коэффицентом Rz и Ra*. Далее следует снизить давление в печатной паре и липкость краски с помощью вспомогательных добавок, а также увеличить температуру красочных валиков и дуктора до 26-27 °C (чем выше температура, тем ниже липкость краски). Помогает и корректировка увлажняющего раствора: лучше убрать спирт до 8–10%, так как он является сильным растворителем и делает краску более «короткой», а также снизить заданную температуру увлажняющего раствора до 8–10 °C.

*Rzвысота неровностей профиля по десяти точкам;Raсреднее арифметическое отклонение профиля

Входной контроль картона: на что обращать внимание

Для минимизации рисков, касающихся качества картона, на «входе» материала в типографию специалисты должны проверять в обязательном порядке его проклейку (поверхностную и в массе) – она влияет на прочность и водостойкость. По долевой стороне листа на картон приклеивается бытовой скотч, далее конец скотч-ленты крепко захватывают одной рукой за складку, а другой прижимают тестируемый образец к гладкой плоской твёрдой поверхности. Ленту оттягивают назад под углом, меньшим 180 градусов. После чего оценивают, как отошла лента – с повреждением или без.  Из-за некачественной проклейки картон хорошо расслаивается в долевом направлении, в поперечном сохраняет свою прочность.

Следующий обязательный пункт, который важно проверить – плотность и жесткость. Это определит устойчивость к деформации. Кроме того, наличие мелованного слоя – оно может быть критично для равномерного нанесения краски. «Если правильно настроить оборудование и использовать вспомогательные материалы, то можно легко добиться качественной печати даже при работе с неидеальным картоном.  Главное – понимать природу дефектов и оперативно применять корректирующие меры», – подчеркнула Баюшкина.

Как отмечает эксперт, «из любой ситуации есть выход – важно лишь правильно диагностировать проблему и подобрать оптимальное решение». В условиях, когда рынок диктует жесткие требования, а материалы не всегда соответствуют ожиданиям, именно такой подход становится конкурентным преимуществом типографии.

Использование таких способов корректировки не только снизит процент брака и сократит затраты на переналадки, но и укрепит репутацию компании как надежного производителя, способного выполнить заказ любой сложности.

Галерея по теме:

от admin

Авторизация
*
*
X
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить наилучшую работу сайта!
Принять