Изменения законодательства, связанные с получением и переоформлением предприятиями комплексного экологического разрешения (КЭР), стали одной из важных тем II Экологического форума в Перми. С докладом выступила советник директора Всероссийского научно-исследовательского института «Экология» Анна Ощепкова.
Категорирование объектов НВОС
В начале выступления спикер остановилась на изменениях законодательства в части категорирования объектов НВОС, вступивших в силу в декабре 2024 года. «Это стоило огромных усилий представителям целлюлозно-бумажной отрасли. Им удалось убедить регулятора разделить объекты на первую и вторую категорию по другому принципу, нежели это было ранее», — подчеркнула эксперт.
Теперь производители бумаги и картона, не использующие процесс отбелки волокна, согласно Постановлению Правительства России от 31 декабря 2020года № 2398 (ред. от 18 декабря 2024 года), относятся ко второй категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Срок действия данного документа — до 1 сентября 2026 года. Как пояснила Ощепкова, это означает, что в ближайшее время начнется работа по пересмотру критериев отнесения объектов к категориям.
Говоря об объектах первой категории, эксперт считает, что в документе недостаточно раскрыто понятие «значительного негативного воздействия на окружающую среду». «В зависимости от сектора экономики этот уровень может быть разный. Виды деятельности, которые должны осуществляться с использованием комплексного экологического разрешения, были заимствованы из европейского документа. В нем перечень видов деятельности, которые должны получить КЭР, формировался с целью активизации определенных секторов экономики движения к модернизации. У нас использовали аналогичные виды деятельности, но в качестве критерия продекларировали значимость воздействия на окружающую среду без указания количественных параметров», — пояснила эксперт.
«Новые вводные» получения КЭР
Еще одной темой доклада стало изменение федерального законодательства об охране окружающей среды от 10 января 2020 года №7-ФЗ (ред. от 8 июля 2024 года), которое вступило в силу с 1 марта 2025 года.
Во-первых, по словам Ощепковой, в первой статье этого документа изменилось содержание понятия КЭР. Во-вторых, сделаны некоторые корректировки разделов заявки на его получение. В частности, теперь программа производственного экологического контроля должна прикладываться к заявке не в виде проекта, а в виде законченного документа, утвержденного предприятием. Также в законе формулировка «переоформление заявки» заменена на «внесение изменений в заявку или ее пересмотр».
Отдельное внимание эксперт уделила тем приказам, которые отнесены к «белому списку» и подлежат замене или актуализации. В частности, речь идет об утверждении правил разработки технологических нормативов, которые действуют до 1 сентября 2025 года, о правилах инвентаризации объектов размещения отходов, порядке ведения государственного кадастра отходов, критериев отнесения отходов к I — V классам.

Останавливаясь на проблемах технологического нормирования выбросов загрязняющих веществ объектов захоронения ТКО, Анна Ощепкова отметила, что в существующих документах отсутствуют методологические подходы технормирования площадных источников. «Первая проблема заключается в том, что измерить эмиссию от этих источников невозможно. Поэтому, какие бы техпоказатели применения расчетных методов не устанавливали, проверить их напрямую невозможно. Нужно искать косвенные способы оценки и доказательства того, что этот технологический показатель выполняется», — подчеркнула спикер.
Согласно изменениям законодательства, вступившим в силу 8 августа 2024 года, при подготовке к получению КЭР «подача заявки осуществляется не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действия комплексного экологического разрешения». Определены случаи, когда документ подлежит полному или частичному пересмотру, а также условия отзыва при нарушении соблюдения обязательных требований.
Кроме того, внесены правки в порядок рассмотрения заявок на получение КЭР, выдачи, пересмотра, отзыва и внесения в них изменений. По действующим нормам, разрешение выдается Росприроднадзором в течение 27 рабочих дней вместо 63, что, по мнению эксперта, может привести к ухудшению качества проверки и последующей необходимости пересмотра КЭР.
Частичный или полный пересмотр документа будет зависеть от показателей запланированных изменений. «Если установленные объемы или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления увеличились не более чем на 70% по каждому из показателей, разрешение пересматривается частично, а если на 70% и более — полностью», — говорится в Постановлении Правительства России №1386.
Влияние нового законодательства
Большая часть доклада была посвящена влиянию изменений подзаконных нормативных правовых актов на получение КЭР. Так, с 5 июня 2024 года был существенно изменен перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры госрегулирования. При этом, много позиций, которые появились в документе, вступили в силу лишь с 1 января 2025 года, и согласно положению нормативного акта эти изменения не должны касаться КЭР, выданных в определенные документом сроки.
«Изменение перечня маркерных веществ существенно влияет на процесс актуализации информационно-технических справочников наилучших доступных технологий. При этом процессе изменяются или уточняются технологические показатели и области их применения. Также появляются новые маркерные вещества, в том числе в части сброса сточных вод в поверхностные водные объекты. Все это ведет к внесению изменений в технологические показатели, утверждаемые приказами Минприроды России», — пояснила эксперт.
Таким образом, в случае пересмотра комплексного экологического разрешения необходимо учитывать уже все действующие на этот момент документы.

«Ежедневно мы делаем все необходимое для соблюдения требований КЭР, которое было выдано комбинату на семь лет в 2020 году. В тот момент, будучи первым предприятием ЦБП, его получившим, оптимальным мы считали решение, подразумевающее подготовку одного документа на долгий срок. Сегодня, получив опыт работы с ним, учитывая законодательную чехарду, связанную с технологическим нормированием, приходим к выводу о том, что, возможно, удобнее было бы работать по трем разным разрешениям: по выбросам, сбросам и отходам», — поделился с UpackUnion главный эколог «Кондопожского ЦБК» Станислав Банзин, комментируя стремительное изменение природоохранного законодательства.
Также в ходе своего доклада Анна Ощепкова подробно рассказала о выборе маркерных веществ в выбросах от промпредприятий, случаях несовершенства природоохранного законодательства, причинах подачи заявки на пересмотр КЭР, порядке исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
UpackUnion выступил информационным партнером Экологического форума. О том, как прошло событие, мы писали ранее.
Справка UpackUnion:
Региональный форум впервые был организован в 2022 году также в Перми в рамках большого Экологического форума, который проводится в Москве дважды в год, начиная с 2006 года.