Раздельный сбор и переработка отходов стали одной из самых обсуждаемых тем на Международной выставке экологических технологий WASMA 2025, прошедшей в конце марта в Москве. Специалисты и эксперты рассуждали о том, как организован процесс в разных городах России, какие эффективные инструменты системы обращения с отходами они применяют.
В продолжение темы «Раздельный сбор»: опыт регионов, барьеры и перспективы расскажем, какие ресурсы можно извлечь из отходов, как превратить их во вторсырье и где найти им применение, как устроен рынок вторичных ресурсов, а также о том, что препятствует его развитию. Материал создан на основе выступлений представителей компаний-утилизаторов, заготовителей и переработчиков на деловой программе отраслевой выставки.
Главные барьеры
Панельную сессию «Отходы в ресурс: перспективы, драйверы и барьеры для развития сектора переработки отходов и вовлечения вторичных ресурсов в оборот» модерировала Елена Вишнякова, заместитель генерального директора Группы «ЭкоЛайн». Первое слово было предоставлено руководителю Департамента вторичных материальных ресуров РЭО (Российский экологический оператор) Андрею Рудакову, который сразу обратил внимание на ставки экосбора в рамках концепции расширенной ответственности производителей. По мнению спикера, они являются низкими, что создает преграды для развития.
«Самый главный барьер заключается в том, что ставки по экосбору приняты экономически необоснованно. То есть они действительно очень маленькие и не позволяют развиваться в отрасли переработки отходов. По закону они должны учитывать все экономические затраты на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию. На самом деле текущие ставки настолько низкие, что бизнес редко является рентабельным, он требует поддержки», – заявил Андрей Рудаков.
*Экологический сбор (экосбор) был введен 1 января 2015 года на основании ст. 24.5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ и в рамках концепции РОП. Согласно ей производитель несёт полную ответственность за свой продукт, начиная с момента создания до утилизации.Обязанность по уплате экосбора распространяется на производителей и импортёров товаров и упаковки из специального перечня, куда входят: текстиль, печатные издания, изделия из стекла и пластика, упаковка из дерева, бумаги, металла и многое другое. Они платят экологический сбор, если не утилизируют отходы самостоятельно или не выполняют нормативы. Ставка зависитот вида товара, его категории опасности для экологии и сложности утилизации. Размер ставок не пересматривался с 2015 года. В 2025 году было принято решение повысить их на 15% относительно 2024 года. В 2026 году они вырастут еще на 8%, в 2027 году рост составит 4% по отношению к 2026 году.
Мнение представителя РЭО поддержал Никита Никишкин, основатель сервиса управления вторсырьем Ubirator, деятельность которого ведется в 74 регионах России. Добавив, что большое количество материалов не удается вовлечь в раздельный сбор из-за того что «не сходится экономика». Кроме этого, он отметил непрозрачность рынка. По его словам, порядка 40% вывозов вторсырья у компаний осуществляется самозанятыми водителями.
«Рынок отходов – совокупность целых отраслей. К основным относятся ТКО, вторичные ресурсы, заготовители макулатуры и сопутствующих товаров, металлолома. <..>Модель агрегатора позволяет обеспечить прозрачность, оцифровать всю цепочку, использовать наилучшие доступные технологии по работе с курьерами, водителями, чтобы они помогали бизнесу эффективно работать», – подчеркнул Никишкин.
На сегодняшний день, продолжил основатель Ubirator, в России функционирует около 12 тыс. заготовительных площадок вторсырья, которые ежемесячно перерабатывают по сотне тонн вторресурсов. При этом средняя загрузка мощностей составляет 49%. Никита Никишкин также отметил, что вторресурсы «подешевели» и стали «хуже собираться».
В свою очередь, операционный директор завода «ЭкоЛайн-Вторпласт» (Группа «ЭкоЛайн») Валерий Губкин выразил мнение, что для официальных утилизаторов заготовительные пункты являются больше проблемой, чем спасением. Они не учитывают потребности и технические особенности утилизаторов. «Мы закупаем сырье у заготовителей, так как объемов, которые мы извлекаем из собственных КПО недостаточно. Основная проблема, с которой сталкивается наша компания при работе с заготовителями, это, так называемый, налоговый разрыв в цепочке НДС*», – сказал Губкин.
*несоответствие данных по сделке об уплаченном НДС у поставщика и поставленного к вычету НДС у покупателя, иными словами данные об отсутствии в бюджете источника для возмещения НДС покупателю.
Валерий Губкин также отметил, что сегодня государство много делает для того, чтобы отрасль утилизации развивалась, но все же законодательные инициативы необходимо подтянуть. «Кроме этого, в стране сложилась такая проблема: недостаточно идет работа с нашим конечным потребителем. Мы ее, конечно, проводим, но и с точки зрения госинициатив ее тоже необходимо вести. Отрасль почему не развивается? Потому что стимулирования спроса на вторичную гранулу, которую мы получаем, нет», – озвучил операционный директор «ЭкоЛайн-Вторпласт».
Вторая жизнь
Далее, Валерий Губкин, подробно описал модель замкнутого цикла, по которой работает предприятие, и рассказал что «ЭкоЛайн-Вторпласт» выпускает из вторсырья. В год здесь перерабатывают более 60 тыс. тонн пластиковых отходов, из них создают 47 тыс. тонн готовых изделий. Например, из отходов пищевого пластика получают ПЭТ-флексу, из которой потом делают новую тару и другую «food-contaсt» продукцию. Из флаконов от косметики и бытовой химии – гранулы. Их вовлекут в производство флаконов и канистр, предметов обихода, строительных материалов, мусорных контейнеров и грузовых паллет, упаковочной пленки, пакетов и прочего.
Осваивает прогрессивные технологии переработки и компания «Буматика». Как рассказал генеральный директор Сергей Чудинов, из одной тонны ПЭТ-бутылок извлекают примерно 600 кг вторресурсов, которое отправляют на переработку. Такое же количество гранул получается и из тонны флаконов и канистр. Кроме этого, из переработанных отходов «Буматика» делает эковату, полимерпесчаную продукцию, печное топливо, ПЭТ-флексу.
Исполнительный директор Солнечногорского опытно-экспериментального механического завода (СОЭМЗ) Дмитрий Гутман продемонстрировал актуальные кейсы успешного развития упаковки из 100% вторсырья. Так, предприятие перерабатывает макулатуру и делает из нее пульперкартон, а далее – упаковку под оргтехнику, овощи, фрукты, яйца и прочие продукты, держатели для стаканов, бумажные подносы и даже «умные» коробки со встроенным дымоходом (BBQ Box) или, как их называет Дмитрий Гутман, «мангалы для девочек». Это сгорающая коробка с углем, которую помещают в мангал для приготовления блюд. Кроме этого, СОЭМЗ перерабатывает ламинированную бумагу.

Сергей Гутов, директор управляющей компании индустриальных парков «Экоимпульс», представил опыт «Кузбасского СКАРАБЕЯ», якорного резидента кемеровского парка «Западный». Предприятие, по его словам, является лидером рециклинга в Кузбассе, перерабатывая в год 120 тыс. тонн макулатурного сырья в бумагу для гофрирования и картон для плоских слоев гофрокартона. Кроме этого, завод производит антибактериальную бумагу. В процессе переработки макулатурного сырья образуются смешанные пластики, пленки, скотч, которые требуют грамотной утилизации. «Это все то, что было на макулатуре. Такого вторсырья образуется около тысячи тонн в месяц. Сегодня на нашей площадке есть резидент, который разработал технологию возврата данного вида отходов в хозяйственный оборот. Она будет испытана совместно с «Кузбасским СКАРАБЕЕМ», сейчас прорабатывается дальнейшая цепочка», – рассказал Гутов.
О тенденциях на рынке переработки шин рассказал Юрий Козловский, руководитель компании «Лексор». Он отметил, что в настоящее время, в России ежегодно образуется миллион тонн шин, а перерабатывается лишь 30-40%. Изношенные покрышки могут разлагаться до 100 лет, а их неправильное утилизация приводит к загрязнению почвы и воды, поэтому компания «Лексор» активно развивает их переработку. Из шин извлекают такие материалы как резина, металл и текстиль. Резиновую крошку используют для создания безопасных покрытий на детских площадках, спортивных объектах, а также в строительстве и дорожной индустрии.

Резюмируя
Итоги панельной сессии «Отходы в ресурсы: перспективы, драйверы и барьеры для развития сектора переработки отходов и вовлечения вторичных ресурсов в оборот» резюмировала исполнительный директор Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс» Валерия Гулимова.
«Чтобы отрасль вторичных ресурсов стала более конкурентоспособной и имела все возможности стать инвестпривлекательной, добросовестным предпринимателям, которые выполняют правила, а значит, несут бо́льшие издержки, важно находится в более выигрышном положении, чем недобросовестным, которые уходят от ответственности. Поэтому наша Ассоциация объединяет уже 170 компаний из всех регионов для защиты их интересов и решения системных проблем. В том числе, внесения необходимых изменений в законодательство», – заключила исполнительный директор «Ресурса» Валерия Гулимова.