Производители бумаги и картона, не изготавливающие первичное сырье и не использующие процесс отбелки волокна, согласно Постановлению Правительства России от 18 декабря 2024 года №1814 могут перейти во вторую категорию негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Документ был подписан председателем кабмина РФ Михаилом Мишустиным.
О том, что может поменяться для производителей бумаги и картона, как бизнес отреагировал на это изменение, какие преимущества и риски несет новое Постановление, UpackUnion рассказали первые лица и экологи отраслевых предприятий.
Суть изменений
Если ранее категорирование определялось проектной производительностью — к объектам первой категории (значительное негативное воздействие) относились те, чья мощность превышает 20 тонн произведенной продукции в сутки, а ко второй (умеренное негативное воздействие) — менее 20 тонн в сутки — то теперь это норма не действует. При этом предприятия, выпускающие целлюлозу и древесную массу, а также бумагу и картон с использованием процесса отбелки волокна, по-прежнему останутся в первой категории.
Как говорится в служебной записке к проекту Постановления, анализ опыта подготовки заявки для получения КЭР теми предприятиями, которые производят продукцию из приобретенного сырья, показал, что для них технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ устанавливаться не могут в силу отсутствия технологических показателей НДТ. Установление нормативов по сбросам загрязняющих веществ возможно только в случае, если они попадают сразу в водные объекты.
При этом, как показывает практика, часть производителей бумаги и картона передают сточные воды на очистку в другие организации. Другие производства направляют их на собственные централизованные системы водоотведения, где они смешиваются, в том числе с хозяйственно-бытовыми стоками. При такой организации потоков, говорится в документе, не представляется возможным применить технологические показатели сбросов и, соответственно, разработать технологические нормативы для них. Кроме того, мощности этих объектов преимущественно соответствуют критериям второй категории.
Переход в понижающую категорию дает право предприятиям не получать КЭР и не тратить средства на внедрение НДТ, что, по мнению экспертов, позволит сдержать рост цен на продукцию.
«В то же время хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, отнесенные ко второй категории, обязаны предоставить в органы контроля (надзора) декларации о воздействии на окружающую среду, где приводятся сведения об уровне воздействия на окружающую среду всех загрязняющих веществ, которые они выбрасывают в атмосферный воздух и сбрасывают в водные объекты», — поясняется также в служебной записке.
Голос отраслевых экспертов

Инициатором внесения изменения от лица предпринимательского сообщества, столкнувшегося с данной проблемой, выступил Минпромторг. Интересы бизнеса на федеральном уровне представлял Совет по развитию экономики замкнутого цикла и экологии при Торгово-промышленной палате России. Внутри Совета данную тему курировала комиссия по экологии и природопользованию во главе с председателем Еленой Шабардиной, главным экологом «СФТ Групп». По мнению эксперта, категории предприятиям правильнее присваивать исходя из тех технологий, которые они используют в работе, из их реального воздействия на окружающую среду, а не из объемов продукции, которые они производят. Такой подход справедливее и уместнее, считает Елена Шабардина.
Генеральный директор компании «Кузбасский СКАРАБЕЙ» Дмитрий Разуваев отмечает, что сегодня их предприятие находится в процессе перехода во вторую категорию НВОС, которая не содержит требований по разработке КЭР, прохождению ГЭЭ, а также установке систем автоматического контроля выбросов. «Все эти мероприятия затратны и стали бы значительной финансовой нагрузкой для компании. Для малых предприятий, занимающихся утилизацией бумаги и картона, они могут быть неподъёмными, а так у бизнеса есть шанс на развитие», — считает руководитель компании.

В связи с изменением категории в ближайшее время на предприятии будет актуализирована проектная документация в части нормативов допустимых выбросов и образования отходов, программы производственного экологического контроля.
Среди возможных рисков Дмитрий Разуваев отметил ограниченный срок действия Постановления — до 1 сентября 2026 года. «Поэтому существует вероятность того, что по его истечении предприятие может быть обратно переведено в первую категорию», — заключил собеседник.
«Меньше проверок — больше ответственности»
В компании «ОБФ» считают, что принятие данного Постановления, во-первых, говорит о признании на государственном уровне отсутствия значительного негативного воздействия на окружающую среду при производстве бумаги и картона без использования целлюлозы и древесной массы и процесса отбелки волокна.
Второй положительный факт, который называют на предприятии — изменение периодичности госконтроля. Сейчас проверки будут проходить один раз в три года. «Меньшее количество проверок, в первую очередь, позволяет упростить операционные процессы и снизить издержки. При этом необходимо понимать, что приоритеты у компании остаются прежние: соблюдение закона и поддержание ответственности с целью обеспечения защиты окружающей среды перед сотрудниками, потребителями, обществом. Здесь мы считаем, что подход «меньше проверок — больше ответственности» может стать надежным путем к устойчивому развитию бизнеса», — подчеркивают в компании «ОБФ».
Несмотря на сокращение количества проверок перед производителями остаются обязательства по соблюдению природоохранного законодательства и подачи ДВОС. «Из плюсов: декларация подается в уведомительном порядке и не требует согласования с Росприроднадзором. Мы обязаны соблюдать заявленные в документе объемы выбрасываемых и сбрасываемых загрязняющих веществ, массу размещенных отходов. При этом надо учесть, что проверка декларации происходит в процессе контрольно-надзорных мероприятий Росприроднадзора, и проблемы с представленными расчетами могут возникнуть в процессе этой проверки», – пояснили в компании.
«Экономически это отражается в снижении экологических платежей и упрощенных требованиях к установке мониторинговых систем. Высвобожденные ресурсы и средства могут быть направлены на модернизацию производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности на рынке», — заключили в компании.
ДВОС вместо КЭР
В понижающую категорию НВОС переходит и компания «Л-Пак», которая производит бумагу и картон из вторичного сырья и отходов гофроупаковки до 700 тонн в сутки. По этому критерию предприятие относилось к первой категории и в соответствии с действующим законодательством готовило документацию на получение КЭР. С принятием нового документа компания получила возможность сменить категорирование и вместо КЭР подавать ДВОС.
«Предприятие соблюдает все экологические требования, поэтому рисков с принятием нового Постановления не видим. Среди преимуществ — снижение контрольно-надзорных мероприятий, более простое внесение изменений в действующие нормативные документы. Так, при каких- либо изменениях на производстве проще актуализировать сведения и подать ДВОС, чем вносить изменения в КЭР», — отметила инженер-эколог компании «Л-Пак» Наталья Головина.
Начальник отдела по охране окружающей среды и промышленной безопасности компании «ГеоПак» Ирина Малюженкова, говоря об экономической выгоде для предприятия, подчеркнула, что оценить ее можно будет по итогам года. Вместе с тем эксперт отмечает, что новое Постановление, по сути, «спасло» предприятия, не имеющие КЭР, от обязательной платы за размещение отходов на полигоне. «А производство бумаги, к сожалению, не исключает образование таких видов отходов, которые можно размещать только таким способом», — отметила Ирина Малюженкова.
Начальник отдела охраны окружающей среды «Набережночелнинского картонно-бумажного комбината им. С.П. Титова» Оксана Протченко считает, что прежний подход был несправедлив по отношению к компаниям, перерабатывающим макулатуру, но относящимся к первой категории НВОС, исходя из объема выпускаемой продукции. Относительно интегрированных предприятий ЦБП, такие производства не образуют выбросы и сбросы, попадающие под технологическое нормирование.
«Наше производство изначально приравняли к предприятиям, производящим продукцию из первичного волокна, что было не совсем объективно, исходя из применяемых нами технологий», — пояснила собеседник, отмечая, что в целом для НКБК им. Титова ничего не изменится, «так как вся работа изначально построена на соблюдении требований природоохранного законодательства».
Оксана Протченко отметила, что в январе 2025 года комбинат получил КЭР и продолжит работу в его рамках, пока не возникнет необходимость внести корректировки, например, в связи с модернизацией производства, строительством новых производственных площадей, изменением количества и качества выбросов и др.
Рассуждая об организационной и экономической выгоде для предприятия, эксперт назвала сразу несколько пунктов.
«Во-первых, предприятия второй категории не подлежат технологическому нормированию. Соответственно, проще и быстрее будет происходить процесс разработки и изменения нормативной документации. Декларация о воздействии на окружающую среду носит заявительный характер – значит, нет необходимости обращаться за государственной услугой по установлению нормативов, как в случае с КЭР. Далее, предприятия первой категории обязаны проходить ГЭЭ проектной документации при капитальном строительстве, реконструкции, модернизации, что влечет за собой большие финансовые и временные затраты. На предприятия второй категории это требование не распространяется. В-третьих, предприятия второй категории относятся к объектам экологического надзора федерального уровня среднего риска, что приведет к сокращению проверок со стороны Росприроднадзора», — пояснила спикер.
«На первичном фронте» пока без перемен

Главный эколог «Кондопожского ЦБК» Станислав Банзин поделился с UpackUnion своим видением ситуации. Он отметил, что изначально основание для отнесения предприятия в ту или иную категорию было не совсем справедливым. «По-моему, изначально не было смысла включать в первую категорию предприятия ЦБП, которые работают не на первичном волокне, у которых нет варки и отбелки. Этот вопрос очень остро обсуждался отраслевым сообществом экологов на различных площадках», — считает Банзин.
Эксперт подчеркнул, что компании, которые успели получить КЭР, а сейчас подпадают под вторую категорию НВОС, могут взвесить плюсы и минусы и принять решение — продолжить работать согласно этому документу или перейти на предоставление декларации.
Главный эколог «Архангельского ЦБК» Евгения Москалюк представила свою точку зрения по поводу принятия нового Постановления, а также поделилась прогнозом развития событий для предприятия и отрасли в целом.
«Принятые изменения можно назвать существенными: по сути количественные критерии производства продукции заменены на исключительно технологические. Как следствие, например, у «Архангельского ЦБК» могут возникнуть технические вопросы при разработке новой заявки на получение Комплексного экологического разрешения: следует ли выделять отдельные объекты негативного воздействия на окружающую среду или объекты технологического нормирования по числу (видам) критериев, какой категории соответствуют структурные подразделения по производству бумаги или картона в составе интегрированного предприятия для целей расчета технологических нормативов», — поделилась эксперт.

Отдельно Евгения Москалюк остановилась на необходимости своевременно актуализировать экологические документы компаний при возникновении новых требований. Законодательством предусмотрен порядок корректировки сведений, содержащихся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в случаях внесения изменений в обсуждаемые Критерии. По мнению экологической службы «Архангельского ЦБК», до окончания срока действия изменений будет сформирована практика, которой предприятия обмениваются в текущем порядке, и появится позиция Росприроднадзора по всем направлениям в природоохранной сфере, связанным с применением новых Критериев. «При условии эффективной и своевременной работы внутри отрасли по выработке соответствующих предложений, а также соответствия природоохранной документации позиции Росприроднадзора сложностей у предприятий не возникнет», — считает главный эколог «АЦБК».
Новое Постановление сегодня напрямую не влияет на производителей бумаги и картона из первичного сырья, вместе с тем Евгения Москалюк отмечает, что его появление, с одной стороны, подтверждает правильно взятый курс компании в вопросах экологической политики. «С другой — является дополнительным стимулом следовать своим целям и задачам по комплексному снижению негативного воздействия на окружающую среду как способом выполнения обязательных требований», — подчеркнула спикер.
Подведем итоги
Вне зависимости от того, какое сырье использует предприятие ЦБП при производстве бумаги и картона, в каком объеме выпускает свою продукцию, экологической повесткой должны заниматься все компании отрасли.
Деятельность по производству бумаги и картона так же, как и производство целлюлозы, относится к области применения НДТ. Природоохранное законодательство постоянно совершенствуется, поэтому, как отмечают эксперты, есть вероятность появления новых критериев и требований к предприятиям ЦБП. Важно системно и планомерно осуществлять необходимую модернизацию производства и вносить вклад в его экологизацию, эти шаги помогут минимизировать экономические и производственные риски, связанные с динамическими изменениями в действующем законодательстве.
Фото: Freepik.com