Специалисты Северного (Арктического) федерального университета им. Ломоносова предложили технологию для перевозки лесоматериалов, задействовав разветвленную сеть средних и малых рек, сообщает пресс-служба вуза.
Как отметил доктор технических наук, профессор кафедры лесопромышленных производств и обработки материалов САФУ Сергей Посыпанов, до 1990 года лесопромышленники Поморья активно применяли метод молевого сплава, который требовал минимальных финансовых затрат.
С 1995 года древесину разрешили транспортировать исключительно в пакетированном виде, преимущественно в плотах или на плавсредствах. Это ограничило возможность использования малых и средних рек, в результате чего лесопромышленники начали активно использовать автомобильный и железнодорожный транспорт.
Если при активном использовании малых и средних рек транспортные расходы не превышали 15-20% от общей цены сырья, то сегодня они составляют порядка 50-60%. Из-за этого некоторые предприятия предпочитают оставлять менее ценную древесину в лесу, не доставляя её на производство, что делает использование ресурса нерациональным.
Решение проблем ученые САФУ видят во внедрении технологии перевозки древесины с использованием плавучих контейнеров длиной 6,5 м и шириной 3,5 м, то есть меньше применяемых барж примерно в десять раз по длине и в четыре-пять раз по ширине. Такие контейнеры смогут перемещаться по малым рекам, ширина которых составляет не менее 10-15 метров, а глубина – от 80 сантиметров.
«Контейнеры можно будет соединять между собой, формируя баржевые составы различных размеров в зависимости от гидрологических условий конкретной реки», — уточнили в вузе.
По словам Сергея Посыпанова, важным преимуществом таких контейнеров является удобство погрузки, в том числе при отсутствии причальных сооружений. Для этого может использоваться техника, уже имеющаяся у лесозаготовителей, например, погрузчик или форвардер.
Специалисты отмечают, что на этапе внедрения новая технология может быть менее рентабельной по сравнению с существующими вариантами водного транспорта, при этом она позволит расширить географию используемых водных путей и создать разветвлённую систему перевозок, максимально приближенную к местам лесозаготовок.
По мнению профессора, новая контейнерная технология может быть эффективно применена в первую очередь для перевозки древесины с дефицитом плавучести, например, лиственных пород и лиственницы, которая является преобладающей породой в Сибири. Такие лесоматериалы нецелесообразно сплавлять традиционным способом. Контейнерный метод откроет возможность заготовки древесины не только вблизи крупных рек, но и на удалённых участках.
Учёные САФУ готовы оказывать предприятиям поддержку в применении новых технологий и конструкций, учитывая специфику регионов.
Фото: Freepik.com
