Минпромторг РФ совместно с Клубом молодых промышленников объявили о запуске нового проекта «Промышленный наставник». Его цель – создание двухуровневой системы наставничества для передачи опыта и знаний между поколениями управленцев промпредприятий. Участие в проекте позволит найти опытного наставника для профессионального развития и совместно разработать стратегию продвижения.
«Промышленный наставник» рассчитан на молодых специалистов, руководителей студенческих конструкторских бюро, студентов и выпускников профильных программ, собственников или руководителей промышленных предприятий до 45 лет (с годовым оборотом предприятия от 120 млн рублей до 2 млрд рублей), владельцев и топ-менеджеров крупных промпредприятий (с годовым оборотом от 10 млрд. рублей). В проект планируют вовлечь 89 субъектов России, свыше 1,6 тыс. участников. Заявки принимаются до 31 марта.
Те, кто пройдет отбор, получит доступ к онлайн-вебинарам и лекциям, практическим семинарам и интерактивам, сможет посетить с экскурсией производственные предприятия, а также разобрать бизнес-истории и получить индивидуальные консультации.
Современные компании активно используют наставничество как часть стратегии развития персонала. Программы наставничества помогают не только обучать новых сотрудников, но и развивать лидерские качества, улучшать коммуникацию внутри коллектива и повышать общую эффективность работы.
О том, как устроен этот процесс в целлюлозно-бумажной промышленности, рассмотрим на примере крупных игроков рынка.
Немного истории
Система наставничества как способ адаптации и удержания персонала – метод не новый. С развитием промышленности в 19 веке наставничество стало важным инструментом обучения рабочих на заводах и фабриках. В начале 20 столетия крупные корпорации сделали наставничество частью корпоративной культуры, внедрив обучающие и адаптационные программы.
К концу 20 века наставничество стало популярным инструментом в бизнесе. Компании начали создавать программы, направленные на развитие лидерских качеств у сотрудников и подготовку будущих руководителей. Наставничество стало рассматриваться как способ удержания талантов и повышения лояльности сотрудников.
В современном мире, где изменения происходят с невероятной скоростью, наставничество становится не просто полезной практикой, а необходимостью.
Как все устроено
Институту наставничества на предприятиях группы компаний «Карелия Палп» более полувека. Его истории даже посвящён отдельный стенд в музее «Кондопожского ЦБК», основного производственного актива Группы. На нем — фотографии тех, кто стоял у истоков этого движения.

Новый импульс институт наставничества в «Карелии Палп» получил в 2023 году, когда под началом руководства, pr- и hr-служб впервые в новейшей истории компании чествовали наставников. На тот момент их было порядка 100 человек. Вместе со знаком отличия наставники получили официальный статус. А 2024-й в «Карелии Палп» был объявлен Годом династий и наставничества. «Для развития коммуникативных навыков и знакомства с методиками наставничества мы провели для коллег тренинги, а для популяризации и поддержки этой деятельности в коллективе организовали конкурс на звание лучшего наставника, который имел и успех, и поддержку коллектива. Несомненно, благодаря грамотному сопровождению наставника новичок быстрее знакомится с предприятием и коллективом, осваивает рабочие процессы», — считает Екатерина Буланова, начальник отдела кадрового обеспечения и администрирования «Карелии Палп».
Екатерина Буланова отмечает, что после обучения коллеги чувствуют себя увереннее в своей роли. «Уверена, на лояльность к компании самих наставников участие в программе тоже влияет исключительно положительно. Кроме того, в работе как с наставниками, так и с династиями велика роль внутренних коммуникаций. PR-отдел компании сделал тематический год насыщенным как информационно, так и событийно, далее эту коммуникационную линию мы совместно развиваем», — поделилась она с UpackUnion.
Программа наставничества «Карелии Палп» регламентирует взаимодействие нового сотрудника с наставником в период адаптации, а также распространяется на студентов во время стажировки или практики. За последние два года (с 2022 по 2024) практику и стажировку в компании прошли порядка 600 человек. Наставники и ответственные за проведение стажировок/практик получают материальные бонусы за успешную работу с подопечными. Для них проводят мероприятия, стимулируют к развитию и совершенствованию профессиональных качеств.
Пример для новичка
Наставником, как правило, становится человек с опытом работы в компании, обладающий компетенциями, знаниями и желанием помогать другим. Так, в «Карелии Палп» в наставники берут специалистов с высшим или средним специальным образованием и стажем работы не менее двух лет. «Наставник должен обладать теоретическими и практическими знаниями о производственных процессах, оборудовании и технологиях. Не менее важно уметь ясно и доступно объяснять сложные вещи, давать четкие инструкции и отвечать на вопросы подопечных. В нашем понимании, наставник — пример для новичка, он вдохновляет не только своим профессионализмом, но и неравнодушием к делу, предприятию, компании», — отметила Екатерина Буланова.

На предприятиях Группы «Илим» до недавнего времени функция наставника в основном была завязана на обучении, после которого новый сотрудник сдавал экзамен и приступал к самостоятельной работе. Два года назад руководством была поставлена задача развивать наставничество как систему. Таким образом, роль наставника в «Илим» трансформировалась. «Группой «Илим» был разработан проект «Перезагрузка системы наставничества». Активно начали развивать его в прошлом году. Мы видим роль наставников шире, чем просто передача знаний. В нашем понимании, наставник – это первая ролевая модель для нового сотрудника, амбассадор ценностей компании, креативной культуры. Это человек, который помогает адаптировать новых сотрудников», — рассказала UpackUnion Анастасия Полянская, руководитель направления «Корпоративная культура» Дирекции по управлению талантами АО «Группа «Илим».
В рамках проекта создано движение наставников во главе с корпоративным лидером и лидерами-наставниками на каждом филиале: в Братске, Усть-Илимске и в Коряжме. Совместно с лидерами и активистами движения были запущены различные проекты, направленные на популяризацию системы наставничества и повышения уровня наставников. «Например, второй раз проводим ежегодный конкурс «Лучший наставник». Начали формировать библиотеку учебных видеороликов как альтернативу бумажным инструкциям. Приняли решение, что наставники будут сами обучать новых наставников. Ранее за это отвечали HR специалисты. Разработали единую программу тренинга для наставников, методологию которого передаем самым активным наставникам», — дополнила Анастасия Полянская.
Влюбить в профессию
Подают пример новичкам и опытные сотрудники «Светогорского ЦБК», где также система наставничества выстроена еще с советских времен, но меняется и адаптируется под потребности времени. Так, в конце 2024 года на комбинате разработали новое положение о наставничестве, определяющее права и обязанности. Существенно увеличили размер доплаты за шефство.

Наставник — это не просто человек с опытом, а личность, способная вдохновлять, обучать и поддерживать других. Это, прежде всего, заботливые люди, заверяют на «Светогорском ЦБК». «Поскольку к нам на работу зачастую приходят люди без производственного опыта или выпускники колледжа, им бывает сложно и немного страшно первое время. Задача наставника – влюбить в профессию и показать, что все делают люди, и нет ничего невозможного. Во-вторых, они настоящие профессионалы своего дела. Знают, что и как работает, как решать возникающие проблемы, не допустить аварийных ситуаций. Все объяснят, научат, покажут, проконтролируют»,— рассказывают UpackUnion в компании.

В компании каждый новый сотрудник получает поддержку опытных коллег как в части изучения производственного процесса, так и в социально-бытовых вопросах. Для всех новых сотрудников рабочих профессий осуществляется стажировка на рабочих местах под руководством наставников. В общей сложности, на данный момент на комбинате их насчитывается около 200 человек. Каждый из них прошел обучение по взаимодействию с вновь пришедшими. В рамках данного обучения, проводимого внутренними тренерами компании, наставники изучают правила эффективной коммуникации через призму теории поколений, учатся правильно объяснять, ставить задачи и предоставлять обратную связь. «В настоящее время «Светогорский ЦБК» обновляет программу обучения для наставников, чтобы сделать ее более интересной и практичной.Но наставничество важно не только для новичков, но и для тех, кто решился повысить свою квалификацию либо переобучиться на новую профессию. Здесь также подключаются опытные специалисты, передающие более глубокие знания и помогающие разобраться во всех тонкостях производственного процесса», — комментируют в «Светогорском ЦБК».
Проводники изменений
Наставничество на производстве — это не только эффективный инструмент, позволяющий компаниям сохранять и передавать опыт квалифицированных специалистов. Это еще и стратегический ресурс, который способствует снижению текучести кадров и повышению общей продуктивности работы. Опытные наставники с техническими знаниями и лидерскими качествами становятся проводниками изменений и драйверами развития промышленного производства.
Целлюлозно-бумажные предприятия заинтересованы в развитии и поддержке наставничества, так как высоко оценивают роль такого института. И уверены, что без передачи важных практических знаний и навыков, ценностей компании, плавной адаптации сотрудников невозможна слаженная и результативная работа.
Фото: пресс-служба ГК «Карелия Палп»