АО "Волга"

АО «Волга» – вертикально-интегрированная лесопромышленная компания. Одна из лидеров бумажной промышленности России по объемам производства и ведущий производитель тарных видов бумаг и бумаги для печати из 100% термомеханической массы в России.

В мобильной студии UpackUnion заместитель генерального директора по продажам АО «Волга» – Дмитрий Михайлович Криворученко.

Дмитрий Михайлович, здравствуйте. Первый день на RosUpack, как Вам выставка, как начало дня?

Прекрасно. Прошел по стендам, представлена разнообразная продукция, все очень красиво, с удовольствием еще похожу в следующие дни. Причем, здесь представлена продукция, связанная не только с бумагой, очень много различных видов упаковки, роботы есть! Я бы сюда даже детей привел.

Какие планы у Вас и Вашей команды на эту выставку?

У нас очень плотный график встреч. Запланировано много встреч с партнерами. Ведь чаще у нас все вопросы решаются дистанционно, а на выставке есть прекрасная возможность пожать друг другу руки, пообщаться лично.

– Сегодня “Волга” – один и немногих заводов-производителей ХТММ. В чем преимущество этого вида сырья перед традиционными (целлюлозой и макулатурой)?

– Мы ориентируемся на потребителя: кому-то нужна целлюлоза, традиционный продукт, кому-то достаточно для производства термомеханической массы. По сути, термомеханическая масса, если просто, то это дерево, которое мы разделяем до уровня щепы, а затем превращаем в массу. Из этой массы вместе с водой мы делаем бумагу. В чем ее «плюс» по сравнению с традиционной? Во-первых, в два раза меньше расходуется сырья. Таким образом, мы снижаем влияние на древесный фонд (меньше нужно срубить деревьев, чтобы получить один и тот же объем бумаги). Во-вторых, химические процессы просто отсутствуют. Комбинат «Волга» достаточно давно прекратил работать с целлюлозой, поэтому нет неприятных запахов, нет химии и связанных с ней выбросов, вода (на производстве) может использоваться повторно. Еще плюс – себестоимость производства бумаги ниже. Да, в каких-то отраслях нужна именно целлюлоза, в каких-то отраслях достаточно термомеханической массы. Мы в данном направлении считаемся экспертами.

По данным официального сайта “Волги”, 70% выпускаемой заводом продукции отправляется на экспорт более чем в 80 стран мира. Какой общий объем экспорта в тоннах в 2022 г.; и как он изменился в 2023 г. за аналогичный период? А какая доля остается на российском рынке?

– В 2021 году мы продали нашим партнерам 303 тысячи тонн продукции. В следующем году уже 313 тонн, в 2023 мы планируем выйти на 325 тысяч тонн. В прошлые годы отгрузка на экспорт составила 75% от объема, остальное реализовывали в России. В этом году в связи с известными событиями мы переориентировали наши направления. Сейчас экспорт составляет 80%, а на российский рынок уходит, соответственно, 20%. На экспорт мы отгружаем больше и, в первую очередь, это Азия. Она традиционно у нас находилась на уровне примерно 55% от общего объема экспорта, доля Китая была около 48-50%. В этом году доля экспорта, как я говорил, выросла до 80%, Азия – до 78%, из которых 70% уходит в Китай. Объяснение этому очень простое – китайский рынок очень большой: во-первых, 1,4 миллиарда населения, во-вторых, Китай – это мировая фабрика, которая выпускает огромное количество товаров, которые, в свою очередь, требуют упаковки.

Для нас, конечно, такая ситуация создает определенные риски. Мы работаем над тем, чтобы диверсифицировать продукцию в разные рынки сбыта. “Волга” – коммерческая компания, и наша задача не продать объемы, а продать то, что мы производим, с максимальной доходностью для компании. Мы по рынкам идем очень динамично, ищем новые для себя возможности. С чем это связано? Во-первых, ситуация меняется постоянно из-за баланса спроса и предложения, во-вторых, у нас меняется стоимость логистики. Например, в силу последних событий, цена на логистику в Индию выросла в три раза. «Очищенная» цена очень серьезно упала, поэтому мы постоянно смотрим на два параметра: какая цена на рынке и, если вычесть логистику, какая максимально «очищенная» цена.

– Как удалось решить проблемы с логистикой и при этом удержать цены на продукцию?

– Наши эксперты по логистике работают с очень многими партнерами (крупный, средний и малый бизнес). Например, в Китай мы возим в контейнерах поездами, т.е. это состав 62 вагона, они идут разовой поставкой общим объемом порядка 1500 тонн. Это может быть как один потребитель, так и несколько. Раньше в Европу мы возили от 1 грузовика, по России такая же практика, мы можем доставлять небольшими объемами по типографиям. Поэтому логистика постоянно пытается найти под нас решения по логистическим ставкам даже в нестандартных ситуациях. Также рассматриваются мультимодальные доставки. Сейчас разрабатываются варианты как возить в дружественные страны через Находку и по северному морскому пути, т.е. мы рассматриваем любые варианты, которые позволяют нам снизить стоимость доставки.

Что касается российского рынка, кто Ваши основные потребители?

– Если взять 2022 год, с нами работало 240 партнеров, из них примерно 100 были экспортеры, остальные 140 – это Россия. Доля отечественного рынка – всего 20% от общих объемов, при этом клиентская база больше, а объемы меньше в разы. Это конечные потребители, и мы на них ориентированы, потому что при работе с конечным потребителем мы сразу получаем обратную связь по продукции: о его качестве, применяемости, возможностях на рынке.

– Стратегическое видение компании сейчас заключается в диверсификации продуктового портфеля и сырья. Как планируете их диверсифицировать? На развитие каких ниш и продуктов будете делать акцент?

– Сейчас есть два тренда. Первый – это газетная бумага, книги. Снижение потребления этой продукции, после всех ограничений, около 10-11% в год. Второй – упаковка: мы стали чаще заказывать на маркетплейсах, на дистанте это было особенно заметно, товары приходят в упаковке, а это бумага и картон. Таким образом, газеты уходят, при этом достаточно серьезно растет потребность в гофрокартоне. Если оценивать рынки, то в следующем году, рассмотрим на примере самой быстрорастущей экономики Китая, газетной бумаги будет потребляться 1 млн. тонн в год, а упаковки из картона порядка 70 млн. тонн в год. То есть разница в рынке в 70 раз. Если посмотреть на рынок России, то Россия к 2025 г. будет потреблять порядка 200 тыс. тонн газетной бумаги и 3,2 млн. тонн тарного картона и бумаги в год соответственно.

Мы работаем с потребителями газетной бумаги, но стратегически понимаем, что нам нужно больше развивать экспертность тарных и упаковочных бумагах.

Кроме того, наши бумагоделательные машины попадают в тот тренд, который ведет к уменьшению веса упаковочной бумаги. Бумага становится тоньше и легче для производства гофроупаковки. В следующем году (в третьем квартале 2024 г.) мы запускаем новую, шестую, бумагоделательную машину, которая будет производить тестлайнеры и флютинги высокого качества (в т.ч. с поверхностной проклейкой). Эта машина позволит нам покрывать текущие потребности рынка. По нашим расчётам, в Китае к 2025 г. будет непокрытая потребность во флютинге 1,2 млн тонн в год, в тестлайнере с поверхностной проклейкой 900 тыс. тонн, в тестлайнере без поверхностной проклейки порядка 120 тыс. тонн. Таким образом, только в одном Китае в 2025 г. будет непокрытой потребности примерно 2 – 2,2 млн. тонн с учетом вводимых мощностей. И мы как раз идем четко в этом тренде.

– Если вернуться к экспорту. Рассматривала ли «Волга» поставки продукции в страны Южной Америки?

Мы открыты ко всему, что не закрыто санкциями. Мы законопослушная компания, не хотим себя подвергать рискам. У нас есть такой инструмент как лестница маржинальности, когда ты смотришь цену на рынке, из нее убираешь стоимость логистики или доставки, и оцениваешь, где у тебя выше заработок. К сожалению, в эти регионы (Южная Америка) стоимость доставки высокая, потому что есть много ограничений. В первую очередь, международные контейнерные линии, которыми раньше возили, сейчас с нами не работают. Поэтому мы рассматриваем азиатские страны, также смотрим Северную Африку, Ближний Восток, Турцию. Критериев несколько и с точки зрения заработков, плюс, возможности доступного рынка для нас. Нет смысла зайти и начать биться там, где доступного рынка нет, мы просто сделаем дополнительные предложения на рынок, которые снизят цену. Поэтому мы идем туда, где есть непокрытые объемы потребления, и заходим с нашим продуктом. Если необходимо, то наш текущий пул бумагоделательных машин позволяет в достаточно широком диапазоне менять спецификации производимой продукции под потребности рынка или клиентов. Мы достаточно гибкие в этом плане.

– В результате модернизации и переориентации с газетной бумаги на упаковочную какую долю в вашем портфеле будет занимать упаковка?

– Некоторое время назад мы смотрели, что это 70%, сейчас бы я сказал, что доля будет в диапазоне 50-60%. Почему диапазон? Потому что даже по Китаю мы смотрели, бывают ситуации, когда есть перепроизводство или снижение потребления – мы вынуждены уходить в другие виды бумаг. То есть, например, из интерлайнера, это один из слоев в пятислойном картоне, мы уходили в газетную бумагу. Сейчас цены на интелайнер и газетную бумагу примерно сравнялись, поэтому от года к году у нас происходят переключения объемов между видами этих бумаг. Поэтому 50-60% — это то, что мы сейчас видим. Конечно, хорошо было бы поднять до 70%, но все зависит от заработка, маржинальности. Если мы будем на этом зарабатывать больше, то уйдем в тарные бумаги. Если нужно будет вернуться к газетной бумаге, мы это сделаем, оборудование нам это позволяет.

То есть все ваши БДМ перенастраиваемы и можно их переориентировать на более актуальную продукцию?

В допустимом диапазоне – да. Мы стали производить бумагу формата 2,5 метра. До этого формат был 2,1 метра. С апреля текущего года мы стали отгружать бумагу в новом формате, в первую очередь, китайским партнерам, под гофроагрегат. И видим, у наших покупателей, как старых, так и новых, заказы составляют порядка 30-50% на бумагу формата выше, чем 2,1 метра, на тот сегмент, в котором мы раньше не присутствовали. Это тот пример, что мы фокусируемся на конечного потребителя.

И в заключении нашей беседы: охарактеризуйте компанию одним словом. Сейчас АО «Волга» – это!

– Сейчас «Волга» – это драйв, сейчас «Волга» – это рост, сейчас «Волга» – это большие перспективы.

Галерея по теме:

от admin

Авторизация
*
*
*
*
*
X
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить наилучшую работу сайта.
Принять