В текущих экономических условиях переживающие непростые времена предприятия целлюлозно-бумажной промышленности вынуждены снижать объемы экспортных поставок или отказываться от привычных рынков сбыта. Специалист по международной торговле в области лесопромышленного комплекса Роман Русаков в интервью UpackUnion рассказал о перспективных направлениях для экспорта продукции ЦБП.
– Роман Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, с какими целями и намерениями Вы приехали на RosUpack 2023? И какие у Вас впечатления от выставки?
– Впечатления самые благоприятные, положительные. Выставка в этом году гораздо более представительная, чем в предыдущие годы. В этот раз приехало много компаний. Я здесь с целью поддержания контактов с моими партнерами, поставщиками, покупателями. Это традиционное место, где мы встречаемся, общаемся, обмениваемся мнениями.
– Как сейчас складывается ситуация с экспортом на рынке ЦБП?
– Традиционные экспортеры, прежде всего европейские, были вынуждены приостановить свою работу в России. К сожалению, специалистам, которые занимались этими вопросами, трейдерам, приходится сейчас нелегко: они вынуждены искать новые рынки, перестраиваться на работу как агенты, как эксперты. В целом, экспорт жив, находятся новые рынки, новые схемы, новые идеи, как мы можем продолжать экспорт. Конечно, сжалась рыночная база, где мы можем работать, но, тем не менее, работа продолжается.
– На сколько процентов сократился рынок сбыта?
– Конкретные цифры не готов назвать, но объёмы заметно упали, существенно снизилось число рынков, куда реально поставлять российскую продукцию сейчас. Есть варианты с дополнительной переработкой российской продукции в соседних странах с последующей продажей на Дальнее Зарубежье – на экспорт. Например, перерезка рулонов. Продукция идет в соседнюю страну, там рулон перерезается, например, пополам и маркируется уже как сделанный не в России, а в другой стране, хотя фактически это российская продукция – картон или бумага. Таким образом, у клиентов появляется возможность оплачивать такую бумагу и ввозить её в страну потребления.
Положительные сдвиги наблюдаются на рынке фрахта. Мы видим, что ставки фрахта снижаются постепенно, рынок стабилизируется в условиях тех ограничений, которые существуют. По крайней мере, появляется некая стабильность; есть, на что опереться.
– Какие перспективные рынки для экспорта Вы видите?
– На сегодняшний день я бы рекомендовал обратить внимание на страны Латинской Америки, Африки, возможно, Ближнего Востока. Китай, к сожалению, сейчас не очень интересен для экспорта в плане цен, но ситуация меняется быстро. Китай – это большой рынок, как только ценовая ситуация сдвинется, экспортные возможности будут возрастать. Возможно, динамика российской валюты нам поможет, если рубль будет слабеть.
– Чем интересны перечисленные Вами рынки, например, Латинская Америка?
– Там всегда есть спрос на определенные виды бумаг и картона. Например, тарный картон для производства ящиков, в которые упаковывают фрукты. На них всегда есть большой спрос, поскольку все эти страны специализируются на их выращивании, экспортируют большое количество фруктов. И российская продукция для этого во многих случаях подходит.
– В чем заключается ваша работа, как Вы помогаете компаниям выходить на международные рынки?
– Работа трейдера – это, в первую очередь, соединение покупателя и поставщика, где важную роль играет в том числе финансирование. В нынешней ситуации, когда основные западные трейдеры были вынуждены уйти из России, возможности финансирования этого бизнеса снизились. Тем не менее, крупные поставщики имеют возможность работать с отсрочкой платежа и какие-то части рисков брать на себя, и задача трейдера состоит, в том числе, и в нахождении таких возможностей.
– Как Вы считаете, как изменится рынок бумаги и бумажной упаковки в ближайшие годы?
– Мы увидим все больше и больше поставщиков из азиатских стран. Прежде всего – Китай. Потребление, так или иначе, должно возрастать. Мы видим, как за последние десятилетия потребление бумаг и картонов в России выросло как минимум в два-три раза. Если раньше потребление не дотягивало даже до 20 кг на душу населения в год, то сейчас оно уже около 50 кг. Конечно, до развитых стран нам еще далеко, с их 200 кг на душу населения в год и выше. Тем не менее, потребление будет расти, будет увеличиваться спрос на бумагу, картон.
– Какие перспективы для развития отрасли Вы видите?
– Внутренние перспективы очень неплохие. Те предприятия, которые ориентируются на внутренний рынок, находятся в более выгодном положении сейчас. Вертикально-интегрированные предприятия, которые занимаются всем (от сбора макулатуры до выпуска готовой продукции), конечно, в хорошем положении. Перспективы есть. Я думаю, все будет хорошо.
– Какая ситуация складывается на внешнем рынке ЦБП?
– Экономическая цикличность существует, мир очень большой. Конечно, есть специфика во всех странах. Требования к качеству везде разные. В странах со стабильной развитой экономикой меньше колебаний, больше предсказуемость, цены определяются иногда на год вперед по некоторым позициям и не подлежат пересмотру, неважно, пошел рынок вверх или вниз. Условия оплаты могут отличаться. Не так много рынков в мире, где покупатели готовы вносить предоплату.
– Как Вы смотрите на то, чтобы российские производители бумаги и картона сосредоточились на реализации продукции на внутреннем рынке?
– Положительно, это неизбежно. Мы все хотим улучшения качества жизни, соответственно, мы хотим больше потреблять. Конечно, общеэкономическая ситуация не всегда этому способствует, но, думаю, у России хорошее будущее.