В текущих экономических условиях переживающие непростые времена предприятия целлюлозно-бумажной промышленности вынуждены снижать объемы экспортных поставок или отказываться от привычных рынков сбыта. Специалист по международной торговле в области лесопромышленного комплекса Роман Русаков в интервью UpackUnion рассказал о перспективных направлениях для экспорта продукции ЦБП.

– Роман Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, с какими целями и намерениями Вы приехали на RosUpack 2023? И какие у Вас впечатления от выставки?

 –  Впечатления самые благоприятные, положительные. Выставка в этом году гораздо более представительная, чем в предыдущие годы. В этот раз приехало много компаний. Я здесь с целью поддержания контактов с моими партнерами, поставщиками, покупателями. Это традиционное место, где мы встречаемся, общаемся, обмениваемся мнениями.

–  Как сейчас складывается ситуация с экспортом на рынке ЦБП?

 – Традиционные экспортеры, прежде всего европейские, были вынуждены приостановить свою работу в России. К сожалению, специалистам, которые занимались этими вопросами, трейдерам, приходится сейчас нелегко: они вынуждены искать новые рынки, перестраиваться на работу как агенты, как эксперты. В целом, экспорт жив, находятся новые рынки, новые схемы, новые идеи, как мы можем продолжать экспорт. Конечно, сжалась рыночная база, где мы можем работать, но, тем не менее, работа продолжается.

 – На сколько процентов сократился рынок сбыта?

– Конкретные цифры не готов назвать, но объёмы заметно упали, существенно снизилось число рынков, куда реально поставлять российскую продукцию сейчас. Есть варианты с дополнительной переработкой российской продукции в соседних странах с последующей продажей на Дальнее Зарубежье – на экспорт. Например, перерезка рулонов. Продукция идет в соседнюю страну, там рулон перерезается, например, пополам и маркируется уже как сделанный не в России, а в другой стране, хотя фактически это российская продукция – картон или бумага. Таким образом, у клиентов появляется возможность оплачивать такую бумагу и ввозить её в страну потребления.

Положительные сдвиги наблюдаются на рынке фрахта. Мы видим, что ставки фрахта снижаются постепенно, рынок стабилизируется в условиях тех ограничений, которые существуют. По крайней мере, появляется некая стабильность; есть, на что опереться.

– Какие перспективные рынки для экспорта Вы видите?

– На сегодняшний день я бы рекомендовал обратить внимание на страны Латинской Америки, Африки, возможно, Ближнего Востока. Китай, к сожалению, сейчас не очень интересен для экспорта в плане цен, но ситуация меняется быстро. Китай – это большой рынок, как только ценовая ситуация сдвинется, экспортные возможности будут возрастать. Возможно, динамика российской валюты нам поможет, если рубль будет слабеть.

 – Чем интересны перечисленные Вами рынки, например, Латинская Америка?

 – Там всегда есть спрос на определенные виды бумаг и картона. Например, тарный картон для производства ящиков, в которые упаковывают фрукты. На них всегда есть большой спрос, поскольку все эти страны специализируются на их выращивании, экспортируют большое количество фруктов. И российская продукция для этого во многих случаях подходит.

 – В чем заключается ваша работа, как Вы помогаете компаниям выходить на международные рынки?

 – Работа трейдера – это, в первую очередь, соединение покупателя и поставщика, где важную роль играет в том числе финансирование. В нынешней ситуации, когда основные западные трейдеры были вынуждены уйти из России, возможности финансирования этого бизнеса снизились. Тем не менее, крупные поставщики имеют возможность работать с отсрочкой платежа и какие-то части рисков брать на себя, и задача трейдера состоит, в том числе, и в нахождении таких возможностей.

 – Как Вы считаете, как изменится рынок бумаги и бумажной упаковки в ближайшие годы?

 – Мы увидим все больше и больше поставщиков из азиатских стран. Прежде всего – Китай. Потребление, так или иначе, должно возрастать. Мы видим, как за последние десятилетия потребление бумаг и картонов в России выросло как минимум в два-три раза. Если раньше потребление не дотягивало даже до 20 кг на душу населения в год, то сейчас оно уже около 50 кг. Конечно, до развитых стран нам еще далеко, с их 200 кг на душу населения в год и выше. Тем не менее, потребление будет расти, будет увеличиваться спрос на бумагу, картон.

– Какие перспективы для развития отрасли Вы видите?

 – Внутренние перспективы очень неплохие. Те предприятия, которые ориентируются на внутренний рынок, находятся в более выгодном положении сейчас. Вертикально-интегрированные предприятия, которые занимаются всем (от сбора макулатуры до выпуска готовой продукции), конечно, в хорошем положении. Перспективы есть. Я думаю, все будет хорошо.

– Какая ситуация складывается на внешнем рынке ЦБП?

 – Экономическая цикличность существует, мир очень большой. Конечно, есть специфика во всех странах. Требования к качеству везде разные. В странах со стабильной развитой экономикой меньше колебаний, больше предсказуемость, цены определяются иногда на год вперед по некоторым позициям и не подлежат пересмотру, неважно, пошел рынок вверх или вниз. Условия оплаты могут отличаться. Не так много рынков в мире, где покупатели готовы вносить предоплату.

– Как Вы смотрите на то, чтобы российские производители бумаги и картона сосредоточились на реализации продукции на внутреннем рынке?

Положительно, это неизбежно. Мы все хотим улучшения качества жизни, соответственно, мы хотим больше потреблять. Конечно, общеэкономическая ситуация не всегда этому способствует, но, думаю, у России  хорошее будущее.

Галерея по теме:

от admin

Авторизация
*
*
*
*
*
X
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить наилучшую работу сайта.
Принять